Авторы
- Юнгина Анастасия Николаевна доктор педагогических наук, доцент
- Евдокимова Мэри Георгиевна доктор педагогических наук, доцент
Аннотация
В статье обосновывается актуальность и описывается степень изученности проблемы формирования готовности студента — будущего учителя иностранного
языка (ИЯ) к разработке цифровой лингвообразовательной среды. В настоящее время такие факторы, как цифровизация всех сфер жизни человека, в том числе образовательной, изменение статуса взаимодействия учителя и ученика в цифровом пространстве, установки нормативных документов, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке учителей ИЯ. Одной из важных установок, указанных в стандарте, является способность выпускника разрабатывать
образовательные программы или их компоненты с применением информационно-коммуникацонных технологий (ИКТ) в разных образовательных контекстах (формальное, неформальное, информальное образование). Применительно к лингводидактике учитель должен быть готов не только планировать урок, учитывая специфику лингвообразовательной среды, но и разрабатывать методическое наполнение урока в цифровом пространстве, применяя актуальные цифровые лингвообразовательные платформы, сайты, ресурсы, создавая уникальные материалы с помощью ИКТ, обеспечивающие структурированность, мультимедийность и системность обучения ИЯ. Перечисленные умения входят в компетентностный портрет современного «цифрового» учителя ИЯ,
обладающего готовностью к разработке лингвообразовательной среды как интегративным качеством своей личности. В целях формирования этой готовности студентам предлагается спроектировать и разработать при помощи доступных цифровых инструментов онлайн-марафон на ИЯ для становления определенных речевых навыков и развития речевых умений в конкретной образовательной ситуации.
Как ссылаться
Юнгина, А. Н. & Евдокимова, М. Г. (2024). ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К РАЗРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (54), 178. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.13
Список литературы
1.
1. Евдокимова, М. Г. (2021). Перспективы эволюции учебника иностранного языка для неязыкового вуза. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 192, 7–15.
2.
2. Тестов, В. А. (2012). Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 4(1), 50–56.
3.
3. Adnana, A. H., & Zamarib, Z. M. (2018). Computer-aided self-access language learning: views of Indonesian. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 67, 49–60.
4.
4. Прохорова, А. А., Безукладников, В. К., & Лизунова, Л. Р. (2022). Исследование понятия и структуры лингвоцифровой компетенции студента. Язык и культура, 58, 236–260.
5.
5. Сороковых, Г. В., Абдулмянова, И. Р., & Старицына, С. Г. (2022). Адаптация педагогического взаимодействия педагога и учащихся к реалиям цифровой лингвообразовательной среды. Педагогика. Вопросы теории и практики, 6, 624–631.
6.
6. Приказ Минтруда России от 18.10. 2013 № 544н (с изм. от 05.08. 2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). https://edu.mcito.ru/uploads/static/files/docs/1._pricaz_544.pdf
7.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS VO3++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf
8.
8. Бердичевский, А. Л. (2021). Профессиограмма современного учителя иностранного языка. Флинта.
9.
9. Тарева, Е. Г. (2018). Цифровая эпоха и педагогические профессии. Вестник МГПУ. Серия: Философские науки, 3(27), 85–90.
10.
10. Сороковых, Г. В. (2013). Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки, 4, 79–82.
11.
11. Гальскова, Н. Д. (2019). Современное лингвообразование в социокультурном и аксиологическом измерениях. Иностранные языки в школе, 8, 4–10.
12.
12. Сороковых, Г. В., & Старицына, С. Г. (2021). Родительский онлайн-форум как модель успешного взаимодействия триады «учитель – ученик – родитель». Лингвометодическое обеспечение инклюзивного иноязычного образования, 100–105.
13.
13. Михайлова, С. В., & Кулешова, А. В. (2018). Интегрирование ИКТ в практику преподавания иностранных языков: предпосылки и результаты. Преподавание иностранных языков и новые подходы к академическому сотрудничеству в эпоху интернета (с. 53–59). Сборник научных трудов и материалов международной научно-практической конференции.
14.
14. Харитонова, Л. А. (2005). Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары].
15.
15. Gagne, R. M. (1963). Psychological principles in system development. Holt, Rinehart and Winston.
16.
16. Gagnе, R. M. (1970). The conditions of learning. Holt, Rinehart and Winston.
17.
17. Glaser, R., & Klaus, D. J. (1963). Proficiency measurement: Assessing human performance. Psychological principles in system development, 419– 474.
18.
18. Языкова, Н. В. (2009). Компетентностный подход к целеполаганию в системе профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков. Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования (с. 134–136). Материалы городской научно-практической конференции. МГПУ.
19.
19. Михайлова, С. В., &, Кулешова, А. В. (2018). Вызов цифровой эпохи: новый формат подготовки учителей французского языка. Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в вузе (с. 24–29). Материалы IV Международного научно-практического онлайн-семинара (вебинара). Могилевский государственный университет им. В. А. Кулешова.
20.
20. Михайлова, С. В., & Юнгина, А. Н. (2023). Лингвообразовательный онлайн-марафон в социальной сети как игровая технология. Иностранные языки в школе, 6, 55–61.