Авторы
- Девятова Надежда Михайловна Доктор филологических наук, доцент
Аннотация
В статье рассматривается сравнительный потенциал предметного имени и роль в организации сравнительного пространства. Предметное имя чаще создает образное сравнение и выступает в конструкциях, где объектом сравнения является человек. Когнитивные возможности имени и оценка сравнения объясняются характером ситуаций, где реализуется опыт взаимодействия человека с объектом. Рассматриваются отдельные группы предметных имен: имена — бытовые предметы, предметы одежды и разные виды пространства.
Оценка обычно создается компаративной константой в соединении с эталоном сравнения. Представлены случаи нетипичной сочетаемости предметного имени
и создания образности. Предметное имя может приобретать разную оценку — отрицательную и положительную. Положительный оценочный потенциал создают имена пространственного значения, называющие ближайшее пространство — дом и его составляющие, заряженные положительной энергией дома.
Как ссылаться
Девятова, Н. М. (2022). ПРЕДМЕТНЫЙ МИР СРАВНЕНИЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №2 (46), 48. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.46.2.05
Список литературы
1.
1. Девятова Н. М. Сходство как сравнительный смысл и его языковые репрезентации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2011; (2): 7–13.
2.
2. Литвинов Ю. В. Типология образности сравнений (на материале русского и английского языков): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Л.: ЛГУ; 1990. 20 с.
3.
3. Черемисина М. И. Сравнительные конструкции русского языка. М.: URSS, 2020. 270 с.
4.
4. Gargani A. Poetic Comparisons: How Similes Are Understood. Salford: University of Salford, 2014. 366 p.
5.
5. Крылова М. Н. Какие сравнения наиболее популярны. Русская речь. 2008; (5): 80–83.
6.
6. Крылова М. Н. Правильно ли мы сравниваем. Русская речь. 2014; 6: 44–49.
7.
7. Девятова Н. М. Подобно и КАК: о сравнительных моделях с предметными актантами. Текст. Структура и семантика. Доклады ХI Международной конференции. Т. II. М.: Спортакадемпресс, 2007: 220–225.
8.
8. Девятова Н. М. Творительный сравнения: значение и функции в тексте. Русский язык в школе. 2008; (10): 47–51.
9.
9. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Русские словари; 2000. 416 с.
10.
10. Казмирчук О. Ю. Роль системы заглавий в художественном универсуме цикла Б. Л. Пастернака «Переделкино». Новый филологический вестник. 2021; 1 (56): 197–206.
11.
11. Kolysheva E. Yu. The space of light and darkness in the context of the creative history of M. A. Bulgakov`s novel “The Master and Margarita”. Current issues of the Russian language teaching XIV. Simona Koryčánková, Anastasija Sokolova (eds.) Masaryk University Press. Brno, 2020: 163–173.
12.
12. Колышева Е. Ю. Пространство «вечного дома» в истории текста романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Филологические науки. 2021; (1): 107–118.
13.
13. Казмирчук О. Ю. Стихотворение Б. Л. Пастернака «Летний день» в контексте «переделкинского» цикла. Новый филологический вестник. 2008; 1 (6): 188–193.