Авторы
- Барышников Николай Васильевич доктор педагогических наук, профессор
Аннотация
В статье рассматривается ряд взаимосвязанных трудноразрешимых проблем профессионализма учителя иностранного языка и его реализации в условиях
стремительной и недостаточно научно обоснованной цифровизации системы образования в целом и процесса обучения иностранному языку в частности. В ходе анализа противоречивых позиций по вопросу использования искусственного интеллекта (ИИ) в обучении иностранному языку аргументирована авторская точка зрения о необходимости научного обоснования методической целесообразности использования цифровых технологий и разработки не наносящего вреда здоровью обучающихся регламента использования ИИ в преподавании предмета «Иностранный язык» на различных этапах обучения. Выявлены такие проблемы и трудности реализации профессионализма учителя иностранного языка, как отсутствие условий для методического творчества, снижение уровня профессионализма учителя ввиду нерегулируемого, а часто хаотического использования ИИ в процессе языковой подготовки обучающихся, унификации практик обучения иностранным языкам, формализации повышения квалификации учителя. Предложены наиболее приемлемые, по мнению автора, пути решения изложенных проблем и устранения выявленных трудностей реализации профессионализма учителя иностранного языка.
Как ссылаться
Барышников, Н. В. (2025). ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 141. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-141-153
Список литературы
1.
1. Барышников, Н. В., & Барышников, П. Н. Искусственный интеллект в современном образовании: pro et contra. Антропоцентрические науки в образовании: вызовы, трансформации, ресурсы (с. 9–13). Сборник научных статей международного форума профессионального образования, 9–10 апреля 2024 года (Воронеж, Россия). Э. П. Комарова (отв. ред.). Научная книга.
2.
2. Арутюнян, А. М. (2025). Онлайн-ресурсы как средство развития методического мастерства учителя иностранных языков. Профессионализм учителя иностранных языков и его реализация в процессе обучения (с. 3–9). Сборник статей по материалам научно-методического симпозиума с международным участием «Лемпертовские чтения – XXVII» 15–17 мая 2025 года. Издательство Пятигорского государственного университета.
3.
3. Зюкова, А. С. (2025). Преподаватель иностранного языка технического вуза и искусственный интеллект. Профессионализм учителя иностранных языков и его реализация в процессе обучения (с. 294–302). Сборник статей по материалам научно-методического симпозиума с международным участием «Лемпертовские чтения – XXVII» 15–17 мая 2025 года. Издательство Пятигорского государственного университета.
4.
4. Попова, А. В. (2024). Информационные технологии в контексте полимодального обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе, (7), 12–18.
5.
5. Сысоев, П. В. (2023). Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, (3), 6–16.
6.
6. Барышников, Н. В. (2023). Методическое кредо учителя иностранного языка как основа его профессионализма. Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков, 1(43), 57–66.
7.
7. Лемперт, Б. Д. (1957). К вопросу о методах обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе, (4), 50–55.
8.
8. Цифровая школа: вопросы безопасности детей, роль учителя. (2019). Стенограмма круглого стола. Учительская газета, (27), 2 июля, 2019, c. 10–11.
9.
9. Амонашвили, Ш. А. (2020). Оценки. Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве. Учительская газета, (41), 13 октября 2020. https://ug.ru/oczenki/
10.
10. Барышников, Н. В. (2024). Обучение иностранным языкам и методическое творчество учителя. ИНФРА-М.
11.
11. Трунова, О. В. (2025). Искусственный интеллект как информационно-образовательная платформа. Профессионализм учителя иностранных языков и его реализация в процессе обучения (с. 355–368). Сборник статей по материалам научно-методического симпозиума с международным участием «Лемпертовские чтения – XXVII» 15–17 мая 2025 года. Издательство Пятигорского государственного университета.
12.
12. Димова, А. Л. (2022). Теоретические основы подготовки будущих учителей к предотвращению негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе [Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 5.8.7. Институт стратегии развития образования РАО]. РГБ.