Авторы
- Райскина Валерия Александровна кандидат филологических наук
Аннотация
Целью исследования является моделирование концептуально-ценностной системы автора эпохи Возрождения М. Монтеня в отношении человека,
представленной в афоризмах, которые рассматриваются как тип прецедентного микротекста. Теоретический подход к афоризму состоит в выявлении эпистемологического и аксиологического содержания в данных несвободных языковых единицах посредством анализа слов-концептов, выражающих философско-оценочную познавательную прагматику афоризма. Применяется корпусная методика анализа аутентичного текста, а также метод контент-анализа онлайн-базы данных цитат. Выявлено, что в афоризмах эпохи Возрождения выражена трансформация концептуальных и ценностных представлений о человеке и бытии, а также переход к новой антропоцентрической гуманистической парадигме, подчеркивающей ценность критического мышления, индивидуального разума и социокультурного разнообразия. В афористике М. Монтеня выявлены языковые средства эвалюативной концептуализации фигуры человека
по таким направлениям, как человеческая природа, межличностное отношение, когнитивные способности, отношение к бытию, онтологические человеческие ценности.
В результате исследования описаны средства трансляции концептуально-оценочной речевой деятельности автора, направленной на моделирование системы «человек – мир». Сделан вывод о том, что человек является концептуальным ядром ренессансной афористики, в которой формулируются витальные и для современного общества ответы на вопросы о смысле человеческого бытия.
Как ссылаться
Райскина, В. А. (2025). КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В АФОРИСТИКЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (58), 124. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-258-124-138
Список литературы
1.
1. Кузьмина, Н. А. (2011). Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные категории медиадискурса. Медиаскоп, 1, 10.
2.
2. Караулов, Ю. Н. (2023). Русский язык и языковая личность. Ленанд.
3.
3. Bravin, A. (2019). Le forme dell’intertestualità: dalla citazione all’allusione. Studi slavistici, 261–276.
4.
4. Красных, В. В. (2002). Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. Гнозис.
5.
5. Afanasjeva, O. V., Baranova, K. M., & Chupryna, O. G. (2020). Precedent phenomena as symbols of cultural identity in ya fiction. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conference proceedings, Vol. 95. European Publisher. https://www.doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.116
6.
6. Черепанова, Л. В. (2024). Прецедентные тексты в обучении русскому языку: возможное решение проблемы. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 28(1), 163–173. https://www.doi.org/10.18522/1995-0640-2024-1-163-173
7.
7. Иванов, Е. Е. (2020). Афоризм как объект лингвистики: основные признаки. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 11(4), 659–706. https://www.doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-4-659-706
8.
8. Викулова, Л. Г. (2016). Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство. Древняя и Новая Романия, 17, 266–278.
9.
9. Карасик, В. И. (2023). Осмысление мирной жизни в паремиологии и афористике. Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение (с. 37–42). Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Картуш.
10.
10. Желтухина, М. Р., & Юй, Б. (2014). Критерии дифференциации афоризмов, отражающих нормы коммуникативного поведения. Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, 2, 72–80.
11.
11. Дядык, Н. Г. (2021). Философский анализ афоризма как семиотической системы. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
12.
12. Ольшанский, И. Г., & Мельникова, О. В. (2009). Афористика как объект филологических исследований. Вестник Московского государственного лингвистического университета, 559, 63–81.
13.
13. Карасик, В. И. (2020). Оценка человека в афоризмах Франсуа де Ларошфуко. Романские языки в эпоху глобализации: современные вызовы и самоидентификация (с. 36–43). Сборник материалов участников Международной научной онлайн-конференции. Волгоградская государственная академия последипломного образования.
14.
14. Авдеева, А. С., & Водоватова, Т. Е. (2017). Афоризм: понятие, лингвистический статус, структурно-содержательная специфика. Вестник Международного института рынка, 2, 127–134.
15.
15. Noguez, D. (2015). Pensées Bleues: aphorismes. Bref traité de l’aphorisme. Equateurs.
16.
16. Nazmiye, T. T. (2016). Caracteristiques des proverbes relatifs à la femme en français et en turc. Hacettepe Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi, 203–216.
17.
17. Silvester, R. (2004). Aphorismes et leurs potentiels dans Le Dit de Tianyi de François Cheng : approche stylistique. Dalhousie French Studies, 101–108.
18.
18. Гринев-Гриневич, С. В., Сорокина, Э. А., & Молчанова, М. А. (2022). Еще раз к вопросу об определении термина. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 13(3), 710–729. https://www.doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-3-710-729
19.
19. MonLOE. The Montaigne Project. (2024). https://www.lib.uchicago.edu/efts/ARTFL/projects/montaigne/
20.
20. Le figaro Scope. (2024). http://evene.lefigaro.fr/citations/montaigne
21.
21. Abc-citations. (2023). https://www.abc-citations.com/auteurs/montaigne/page/1/