Авторы
- Тарева Елена Генриховна Доктор педагогических наук, профессор
- Корзун Оксана Олеговна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена научной школе Института иностранных языков МГПУ «Межкультурное иноязычное образование как фактор социальных трансформаций». Авторы приводят ее характеристики, концентрируя внимание на аспекте применимости результатов исследований в образовательной, социокультурной, общественно-политической жизни социума. В ретроспективной проекции представлены значимые итоги деятельности научной школы в разрезе выполнения фундаментальных работ (диссертаций, монографий), а также публикации отдельных научных статей. Описаны пять ключевых направлений исследований: 1) разработка методологических основ лингводидактики; 2) изучение проблем совершенствования подготовки учителя иностранного языка; 3) разработка новых концепций учебника иностранного языка; 4) выявление лингводидактического потенциала современных информационных технологий; 5) совершенствование теории и технологии обучения восточным языкам. Приведены факты реализации на практике результатов работы научной школы, задан вектор перспектив исследовательской деятельности ее членов с ориентиром на учет проективных тенденций развития социокультурных факторов, а также трансформаций
на уровне общественных потребностей и государственного заказа в области языкового образования.
Как ссылаться
Тарева, Е. Г. & Корзун, О. О. (2025). МЕТОДИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МГПУ: К ЮБИЛЕЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (57), 166. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-157-166-179
Список литературы
1.
1. Бердичевский, А. Л., Тарева, Е. Г., & Языкова, Н. В. (2021). Профессиограмма современного учителя иностранного языка. Флинта.
2.
2. Викулова, Л. Г., Бирюкова, Е. В., & Попова, Л. Г. (2023). Развитие сопоставительного языкознания в рамках научных школ России (на материале защит диссертационных исследований аспирантов, МГПУ, 2016–2022). Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 1(49), 183–194.
3.
3. Караулов, Ю. Н. (2004). Научная школа «языковая личность». Гуманитарные исследования, 3(11), 14–23.
4.
4. Колесников, А. А., & Корзун, О. О. (2023). Исследование современных проблем лингводидактики в рамках научных школ России (на материале защит диссертаций, МГПУ, 2019–2022). Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3(51), 208–217.
5.
5. Нечаев, О. И. (2013). Научная школа академика Е. А. Вагнера как опыт создания инфраструктуры инновационного развития и подготовки лидерских кадров. Шумпетеровские чтения, 1, 239–241.
6.
6. Тарева, Е. Г. (2017). Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку. Язык и культура, 40, 302–320.
7.
7. Тарева, Е. Г. (2015). Эволюция лингводидактики: от классического к постнеклассическому измерению. Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания (с. 239–244). Материалы второй научно-практической конференции. Издательство МГИМО (У) МИД РФ.
8.
8. Устюжанина, Е. В., Евсюков, С. Г., Петров, А. Г., Казанкин, Р. В., & Дмитриева, М. Б. (2011). Научная школа как структурная единица научной деятельности. Препринт#WP/2011/288.
9.
9. Факторович, А. Л. (2007). Научная школа как дискурс и аспекты ее потенциала. Язык. Текст. Дискурс, 5, 211–218.
10.
10. Цибульникова, В. Е. (2012). Научная школа управления образовательными системами. Образование в современной школе, 4, 19–22.
11.
11. Шапошник, В. А. (2018). Научная школа: эволюция понятия. Ученые записки Казанского университета. Серия: Естественные науки, 160(3), 542–544.