Авторы
- Рябова Марина Эдуардовна доктор философских наук, профессор
- Шевцова Дарья Сергеевна
Аннотация
Смысловое чтение на английском языке в неязыковых вузах является основой обучения грамматике, лексике, а также работы с профессионально направленными текстами. Актуальность проблемы исследования обусловлена общественным запросом о необходимости формирования традиционных отечественных ценностей в контексте изучаемого предмета. В условиях неязыковых вузов дисциплина «Английский язык» позволяет гармонично интегрировать ценностно-смысловой компонент обучения. Цель исследования — анализ возможностей применения аксиологического подхода к обучению смысловому чтению на английском языке студентов неязыковых вузов. Новизна исследования заключается в выявлении характерных черт, уточнении принципов, а также этапов внедрения аксиологического подхода к обучению смысловому чтению на английском языке применительно к экономическим специальностям.
Рассматриваются ключевые принципы обучения: принцип аксиологичности, развития социокультурной среды, диалога ценностей и др. Ведущую роль играет сравнительно-сопоставительный метод. С его помощью проанализированы учебно-методические комплекты по английскому языку для неязыковых вузов с точки зрения использования аксиологического подхода к обучению, а также наличия ценностно ориентированных заданий и текстов. Выявлены противоречия между необходимостью формирования отечественных традиционных ценностей при обучении иностранному языку и отсутствием подходящих для этих целей учебных пособий. Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности внедрения аксиологического подхода к обучению смысловому чтению, а также разработки учебного пособия, направленного на развитие отечественных традиционных ценностей средствами английского языка.
Как ссылаться
Рябова, М. Э. & Шевцова, Д. С. (2024). АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (55),
Список литературы
1.
1. Акимова, О. А., Горшкова, И. В., & Шарабарина, Н. Э. (2024). Английский язык для предпринимателей. English for entrepreneurs (B1-B2). Учебное пособие для вузов. Юрайт.
2.
2. Барановская, Т. А., & et al. (2024). Английский язык для экономистов (B1-B2). Учебник и практикум для среднего профессионального образования. Т. А. Барановская (Ред.). 3-е изд., перераб. и доп. Юрайт.
3.
3. Валеева, Г. В., & Богомазова, Н. Л. (2017). Классификации и системы ценностей отечественных мыслителей: аналитический обзор. Манускрипт, 7, 3–9.
4.
4. Викулова, Л. Г., Серебренникова, Е. Ф., Вострикова, О. В., & Герасимова, С. А. (2020). Лексемы identite/идентичность как элементы универсумов человека и языка: этносемиометрический и аксиологический аспекты интерпретации. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2(831), 30–42.
5.
5. Федорова, Д. В., Барышников, Н. В., Евтюгина, А. А., Коган, Л. Н., Лотман, Ю. М., Лукина, А. К., & Тер-Минасова, С. Г. (2022). Влияние культуры других
стран на формирование личности. Наука и инновации XXI века (с. 107–109). Сборник статей по материалам VIII Всероссийской конференции молодых ученых: в 4 т. Т. IV. Сургутский государственный университет.
6.
6. Герасимова, С. А. (2016). Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 4(24), 95–103.
7.
7. Григорьева, Е. Я., & Черкашина, Е. И. (2019). Реализация лингвокультурологического подхода к преподаванию романских языков в системе подготовки магистратуры. Rhema. Рема, 3, 133–147.
8.
8. Дьячкова, М. А. (2007). Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике. Сибирский педагогический журнал, 12, 141–149.
9.
9. Исламова, А. К. (2020). Рабочая программа по дисциплине «Английский язык». СПбГУ.
10.
10. Комарова, Э. П., Корнеева, М. А., & Гиллеспи, Д. Ч. (2023). Интеграция гуманитарной составляющей в обучение профессиональному иноязычному дискурсу студентов направления подготовки «География, иностранный язык» посредством чтения художественной литературы. Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2(299), 61–67.
11.
11. Корнеева, М. А. (2023). Обучение иноязычному дискурсу в постнеклассической картине мира. Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного (с. 70–76). Сборник научных статей. Т. 2. Языки Народов Мира.
12.
12. Крупченко, А. К. (2019). Аксиологические стратегии иноязычного профессионального педагогического образования. Преподаватель ХХI век, 4, 44–54.
13.
13. Леонтьев, А. А. (1976). Признаки связности и цельности текста. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). Наука.
14.
14. Левченко, В. В., Долгалёва, О. В., & Мещерякова, О. В. (2023). Английский язык для экономистов (A2-B2). Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Юрайт.
15.
15. Максимова, Н. Ю. (2012). Современные принципы обучения иностранному языку в вузе. Образование личности, 3, 32–35.
16.
16. Ноздрина, Н. А. (2021). Понятие ценности в современной философии. Sciences of Europe, 69, 35–41.
17.
17. Рябова, М. Э. (2022). Методика обучения монологической речи студентов языкового вуза на основе электронных ресурсов. Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития, 4, 87–91.
18.
18. Рябова, М. Э. (2023). К вопросу о ценностной основе содержания языкового образования. Большая конференция МГПУ (с. 373–377). Сборник тезисов: в 3 т. Т. 1. МГПУ.
19.
19. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., & Шиянов, Е. Н. (2002). Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Академия.
20.
20. Сайт рейтинговой группы RAEX. (2024, 14 июля). https://raex-rr.com/education/subject_ranking/Economy/2023/
21.
21. Тарева, Е. Г. (2017). Диалог культур и не-диалог культур в обучении иностранным языкам. В диалоге языков и культур (т. VI, с. 439–450). Материалы VI Международной научно-дидактической конференции, Варшава, 01–02 июня 2017 года. Lingwistyczna Szkoła Wyższa w Warszawie.
22.
22. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
23.
23. Чикилева, Л. С., Авдеева, Е. Л., & Есина, Л. С. (2024). Английский язык в бизнес-информатике. English for Business Informatics (B1-B2). Учебник и практикум для вузов. Юрайт.
24.
24. Языкова, Н. В. (2023). Аксиология лингвообразования: концептуальные аспекты и технологические решения. Экология языка. Моно- и межкультурная коммуникативная практика (с. 11–16). БГУ им. Д. Банзарова.
25.
25. Agustina, T. (2014). English for Specific Purposes (ESP): An Approach of English Teaching for Non-English Department Students. Beta: Jurnal Tadris Matematika, 7(1), 37–63.
26.
26. Cotton, D., Falvey, D., & Kent, S. (2014). New language leader. Intermediate. Coursebook. Pearson Education.
27.
27. Khan, T. J., Malik, F. Q., & Niazi, R. W. (2024). Macro and Micro Factors Influencing English Reading Motivation among Pre-University Pakistani ESL Students: A Case Study. Pakistan Languages and Humanities Review, 8(2), 431–440.
28.
28. Mantra, I. B. N., Widiastuti, I. A. M. S., & Pramawati, A. A. I. Y. (2020). Micro and macro skills of reading comprehension acquired by EFL students. International Journal of Linguistics and Discourse Analytics, 1(2), 10–17.
29.
29. Pahamzah, J., Syafrizal, S., & Nurbaeti, N. (2022). The effects of EFL course enriched with Kahoot on students’ vocabulary mastery and reading comprehension skills. Journal of Language and Linguistic Studies, 18(1), 643–652.
30.
30. Sasabone, L., Jubhari, Y., & Bashar, K. (2023). The effectiveness of Authentic Materials For Reading Comprehension of English for Specific Purposes (ESP) Students. IJOLEH: International Journal of Education and Humanities, 2(2), 125–134.