Авторы
- Нефедова Лилия Амиряновна доктор филологических наук
- Зубенко Яна Валериевна кандидат филологических наук
Аннотация
Статья посвящена проблеме стратегии самопрезентации в женском нарративе в рамках литературной коммуникации. Актуальность исследования обусловлена
необходимостью изучения роли женщины-нарратора в художественных произведениях в немецко- и русскоязычной лингвокультурах. Представляется возможным рассмотрение языковых средств, используемых нарратором при представлении своего собственного образа в социальном, культурном и гендерном аспектах. Статья направлена также на выявление тактик, реализующих стратегию самопрезентации немецко- и русскоязычного нарратора. Ведущими методами в исследовании выступили метод лингвистического моделирования, метод лингвокультурологического анализа и метод интерпретации. Выборка исследования включала в себя художественные тексты немецко- и русскоговорящих авторов-женщин, написанные от начала XXI века до наших дней, отмеченные литературными премиями и наградами за уникальный стиль, злободневность и новаторство. В статье выявлено, что стратегия самопрезентации показывает нарратора как личность, демонстрирующую свои стороны характера, отношение к окружающим, профессиональные качества. Основополагающей временной формой стратегии выступают презенс и автореферентные высказывания и реализуется тактиками размышления, противопоставления, отождествления (сравнения) в нарративе представительниц обеих лингвокультур. Отличительными средствами распознавания — индикаторами для стратегии самопрезентации являются местоимения «wir – мы», «ich – я», модальные слова, вводные слова, сравнения, оценочные прилагательные и др. Материалы исследования также позволяют утверждать, что особенности литературной коммуникации в женском нарративе проявляются в немецкоязычном лингвокультурном пространстве в акцентировании межличностных отношений между разными поколениями, а также ориентировании на культурные
и моральные ценности; в русскоязычном пространстве — в проблематизации тем, связанных с преодолением физических и моральных трудностей, передачей культурных ценностей следующим поколениям и поиском в себе причин сложившихся кризисных ситуаций.
Как ссылаться
Нефедова, Л. А. & Зубенко, Я. В. (2024). СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ЖЕНСКОМ НАРРАТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НЕМЕЦКО-И РУССКОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ-ЖЕНЩИН) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (54), 163. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.12
Список литературы
1.
1. Gier, K. (2014). Ein unmoralisches Sonderangebot. Bastei Lübbe.
2.
2. Gier, K. Für jede Lösung ein Problem. Bastei Lübbe.
3.
3. Fischer-Appelta, B., & Dernbach, R. (2023). Exploring narrative strategy: the role of narratives in the strategic positioning of organizational change. The European Journal of Social Science Research, 36(1), 85–95. https://doi.org/10.1080/13511610.2022.2062303
4.
4. Welte, J.-B., Badot, O., & Hetzel, P. (2021). The narrative strategies of retail spaces: a semio-ethnographic approach. European Journal of Marketing, 55(7), 2012–2036. https://doi.org/10.1108/EJM-03-2019-0250
5.
5. Абдуллаева, М. М. (2022). Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом. Национальный психологический журнал, 4, 42–52.
6.
6. Аксенова, А. В. (2013). Стратегия самопрезентации как средство формирования имиджа в разных видах дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 15, 109−114.
7.
7. Ахмадеев, И. Р. (2022). Стратегия самопрезентации в ракурсе политической лингвоперсонологии. Вестник Башкирского университета. Серия: Филология и искусствоведение, 27(2), 466–472.
8.
8. Вершинина, Е. Н. (2015). Коммуникативные тактики создания имиджа вуза (на материале газеты «Поиск»). Сибирский филологический журнал, 1, 159−164.
9.
9. Виниченко, Л. Г. (2021). Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации в предвыборном дискурсе (на материале предвыборных выступлений кандидатов на пост председателя партии ХДС Германии). Политическая лингвистика, 5(89), 29–37.
10.
10. Дайнеко, П. М. (2011). Дискурсивные стратегии самопрезентации в институциональном интернет-общении [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Москва].
11.
11. Демешкина, Т. А., & Толстова, М. А. (2020). Коммуникативная стратегия самопрезентации в женском диалектном дискурсе (на материале автобиографических рассказов). Текст. Книга. Книгоиздание, 24, 47−67.
12.
12. Каменева, В. А., & Потапова, Н. В. (2021). Стратегия самопрезентации политика (на материале личного и официального блога в Twitter вице-президента США Камалы Харрис). Научный диалог, 11, 82–105.
13.
13. Ковригина, Е. А. (2010). Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Кемерово].
14.
14. Мищук, О. Н., Васильев, Л. Г., & Белова, Е. В. (2020). К трактовке самопрезентации в политическом дискурсе. Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, 30(3), 454–460.
15.
15. Попова, Т. И. (2019). Нарратив и повествование: соотношение понятий. Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура, 2, 46–50.
16.
16. Сорокина, Ю. В. (2014). Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздействия в рамках педагогического дискурса. Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение, 6(335), 88, 89–92.
17.
17. Торбик, Е. М. (2015). Стратегия самопрезентации в деловом дискурсе (на материале проектных заявок). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 1(43), 171–175.
18.
18. Черемнова, Т. А. (2011). Трава, пробившая асфальт. АСТ.
19.
19. Черкасова, И. С. (2006). Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.20. Волгоград].
20.
20. Чижова, Е. С. (2009). Время женщин. Астрель.