Главная Выпуски 2 (54)

ОБРАЗ, МЕДИАОБРАЗ, МЕДИАОБРАЗ РЕГИОНА VS ИМИДЖ, МЕДИАИМИДЖ, ИМИДЖ РЕГИОНА: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Русистика. Германистика. Романистика , УДК: 811.161.1’38 DOI: 10.25688/2076-913X.2024.54.2.06

Авторы

  • Малышева Елена Григорьевна доктор филологических наук, доцент
  • Русакова Юлия Евгеньевна

Аннотация

Актуальность предпринятого исследования обусловлена ростом употребления в СМИ и научно-исследовательских работах понятий «образ», «медиаобраз», «медиаобраз региона», «имидж», «медиаимидж» и «имидж региона». Исходя из анализа научной литературы названы дифференциальные признаки образа и медиаобраза. Предложен дополнительный дифференциальный признак, важный для изучения медиаобразов. Определена взаимосвязь понятий «образ» и «имидж», «образ региона» и «имидж региона», «медиаобраз» и «медиаимидж». Представленные в статье материалы систематизируют понятийно-терминологический аппарат современных исследований и способствуют терминологической дифференциации и релевантному употреблению заявленных терминов в научном лингвистическом дискурсе.

Как ссылаться

Малышева, Е. Г. & Русакова, Ю. Е. (2024). ОБРАЗ, МЕДИАОБРАЗ, МЕДИАОБРАЗ РЕГИОНА VS ИМИДЖ, МЕДИАИМИДЖ, ИМИДЖ РЕГИОНА: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (54), 76. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.06
Список литературы
1. 1. Свитич, Л. Г., Смирнова, О. В., & Шкондин, М. В. (2017). Медиасистема городов-миллионников: методологические предпосылки исследования. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 2(3), 249–259.
2. 2. Киселева, А. В. (2019). О роли медиакультуры в современном городском пространстве. Paradigmata Poznani, 1, 25–28.
3. 3. Абашев, В. В., & Печищев, И. М. (2018). Городские сетевые издания как агенты урбанизации. Знак: проблемное поле медиаобразования, 4(30), 201–214.
4. 4. Малышева, Е. Г. (2014). «Город мертв»: концентрация негативного в медиаобразе Омска. Коммуникативные исследования, 2, 50–59.
5. 5. Красильникова, Н. А. (2009). Грузия: жертва или злодей? Метафорический образ Грузии в дискурсе общественности на сайтах СМИ Великобритании. Политическая лингвистика, 4, 128–132.
6. 6. Мельник, Г. С., Барлыбаева, С. Х., & Альжанова, А. Б. (2020). Медиаобраз России в казахстанских СМИ. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 3, 110–116.
7. 7. Волкова, И. И., & Ашур, Х. Ю. Д. (2021). Медиаобраз Иордании в интернет-СМИ Рунета: особенности «неперсонификации». Вопросы теории и практики журналистики, 10(1), 39–50. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1)
8. 8. Гуреева, А. Н., & Киреева, П. А. (2022). Формирование медиаобраза государства в контексте медиатизации политической коммуникации. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 6, 28–56. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.6.2022.2856
9. 9. Добросклонская, Т. Г. (2008). Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: Современная английская медиаречь. Флинта: Наука.
10. 10. Малышева, Е. Г., & Гриднев, Н. А. (2017). Реконструкция медиаобраза Омска (на материале текстов регионального телевизионного массово-информационного дискурса и данных ресурса «Медиалогия»). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 4(17), 57–61.
11. 11. Луман, Н. (2005). Реальность массмедиа. Практис.
12. 12. Сорокина, О. Н. (2010). Языковая реализация образа Китая в СМИ США: информационная модель «Вооружение Китая». Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 6(85), 57–64.
13. 13. Арнольд, И. В. (1981). Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования. Просвещение. Ленинградское отделение.
14. 14. Чугров, С. В. (1993). Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения. Мировая экономика и международные отношения, 5, 50–63.
15. 15. Мечковская, Н. Б. (2008). Язык. Природа. Культура. Курс лекций. Академия.
16. 16. Арутюнова, Н. Д. (1999). Язык и мир человека. Языки русской культуры.
17. 17. Морозова, О. В. (2017). Речевые способы формирования медиаобраза России в российских и американских СМИ [Диссертация … канд. филол. наук: 10.02.19. Саратов].
18. 18. Ковач, О. А. (2019). Принципы конструирования медиаобраза государства. Медиасреда, 1, 57–62. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2019-10110
19. 19. Богдан, Е. Н. (2007). Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики [Диссертация … канд. филол. наук: 10.01.10. Москва].
20. 20. Хочунская, Л. В. (2011). Медиаобраз как диалог ценностей. РУДН.
21. 21. Русакова, О. Ф. (2010). Виртуальная власть масс-медиа. Дискурс Пи. Научно- практический альманах, 9–10, 33–37.
22. 22. Всеволодова, А. Н. (2013). Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ. Вопросы теории и практики журналистики, 2, 152–158.
23. 23. Хочунская, Л. В. (2013). Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2, 91–94.
24. 24. Драчева, Ю. Н. (2019). Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах. Вестник Череповецкого государственного университета, 2(89), 134–146. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-2-89-13
25. 25. Горбаль, Д. Э. (2020). Современные подходы к феномену медиаобраза. Наука и образование сегодня, 11(58), 72–75.
26. 26. Марущак, А. В. (2012). Политико-социальный образ России в американском медиапространстве. Журналистский ежегодник, 1, 93–96.
27. 27. Сезонов, Т. В. (2015). Концептуализация медиаобраза IT-Girl в российском медиапространстве глянцевых журналов [Диссертация … канд. филол. наук: 10.01.10. Москва].
28. 28. Галинская, Т. Н. (2013). Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике. Вестник Оренбургского государственного университета, 11(160), 91–94.
29. 29. Симакова, С. И., & Кваша, Д. И. (2023). Медиаобраз как одна из составляющих формирования медиаэстетического кода региона. Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, Т. 29, 1, 28–28. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.1.003
30. 30. Ильина, Е. Н., & Драчева, Ю. Н. (2023). Медиаобраз регионов в «сказочной карте России». Филологический класс, 28(2), 9–21.
31. 31. Замятин, Д. Н. (2010). Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития. Общественные науки и современность, 4, 126–138.
32. 32. Важенина, И. С. (2008). Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования. Экономика региона, 1, 49–58.
33. 33. Малышева, Е. Г., & Рогалева, О. С. (2022). Информационное телевидение. Флинта.
34. 34. Борисова, Е. Г., Антонова, Л. Г., & Викулова, Л. Г. (2022). Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста. Флинта.
35. 35. Терских, М. В., & Малёнова, Е. Д. (2015). Медиаобраз сибирского региона: лингвокогнитивное моделирование. Литера.
36. 36. Матвеева, Л. В. (1994). Рекламный имидж в бизнесе и политике. Реклама, 5–6, 87–94.
37. 37. Панасюк, А. Ю. (2003). Я — Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. Дело.
38. 38. Белобрагин, В. В. (2005). Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров [Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Москва].
39. 39. Калюжная, Е. Г. (2006). Имидж: предыстория и культурологическое обоснование феномена. Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 47(12), 45–52.
40. 40. Кубрякова, Е. С. (2008). К определению понятия имиджа. Вопросы когнитивной лингвистики, 1(14), 5–11.
41. 41. Гизатова, Г. З., & Иванова, О. Г. (2021). Имидж как конструкт социальной реальности. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 4–5(163), 222–229. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2021.4-5.222-229
42. 42. Хлопаева, Н. А. (2007). Исследования медиапространства в процессе принятия управленческих решений. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), 3, 108–117.
43. 43. Сидорская, И. В. (2021). Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиарепрезентации территорий. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 3, 173–197. https://doi.org/10.30547/vestnikjourn.3.2021.173197
44. 44. Василенко, И. А. (2016). Имидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрендинга. Международные отношения.
45. 45. Чувакова, С. Г., & Сбусина, М. В. (2011). Имидж региона и теоретические подходы к его классификации. Региональная экономика: теория и практика, 17, 43–47.
46. 46. Сушненкова, И. А. (2011). Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа (на примере Омской области) [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Кемерово].
47. 47. Чижов, Д. В. (2006). Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения. Publicity, 1(1), 16–18.
48. 48. Котлер, Ф. (2001). Основы маркетинга. Вильямс.
49. 49. Кошкарова, Н. Н. (2017). Русскоязычные СМИ Китая как инструмент формирования медиаимиджа страны и мира. Политическая лингвистика, 5(65), 85–88.
50. 50. Макарова, С. В., & Мартынова, И. Н. (2019). Лексические средства создания негативного образа Китая в современной американской прессе. В Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева (Ред). Вопросы общего языкознания, семасиологии и лингвистики текста (с. 127–132). Сборник научных статей. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева.
51. 51. Сун, Ц. (2018). Роль СМИ в формировании туристического имиджа страны. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, педагогика, 1, 63–69.
52. 52. Цао, Ц. (2020). Репрезентация имиджа Китая в медиасфере Беларуси, Казахстана, России [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. Минск].
53. 53. Мечин, В. С. (2012). Политический имидж. Питер.
54. 54. Хажгериева, А. А. (2017). Формирование медиаимиджа Республики Адыгея на основе этнокультурных и историко-географических факторов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 4(207), 194–199.
55. 55. Кондратьева, О. Н. (2020). Кузбасс: комплексное когнитивно-дискурсивное моделирование образа региона. Перо.
56. 56. Buhmann, A., & Ingenhoff, D. (2014). The 4D Model of the country image: An integrative approach from the perspective of communication management. International Communication Gazette, 77, 102–124. https://doi.org/10.1177/1748048514556986
Скачать файл .pdf 471.54 кб