Главная Выпуски 2 (54)

ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ М. ГОРЬКОГО 1896–1898 ГОДОВ

Литературоведение , УДК: 821.161.1-92.09«18» DOI: 10.25688/2076-913X.2024.54.2.01

Авторы

  • Плотникова Анастасия Геннадьевна кандидат филологических наук

Аннотация

В статье представлен опыт розыска и атрибуции двух ранее неизвестных фельетонов М. Горького, опубликованных в газете «Нижегородский листок» 24 августа 1898 года. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки третьей серии Полного собрания сочинений писателя — «Литературно-критические и публицистические статьи», — в связи с чем работа по розыску и атрибуции текстов приобретает системный характер. Атрибуция художественных и публицистических текстов русских писателей, анонимных или подписанных малоизвестными псевдонимами, представляет собой особую текстологическую проблему. Для установления авторства восстанавливается биографический контекст жизни писателя с привлечением обширного комплекса опубликованных и архивных мемуарно-эпистолярных документов, проводится комплексный проблемно-тематический и семантико-стилистический анализ текстов. Осуществленное исследование позволяет утверждать, что первый фрагмент «Маленького фельетона», опубликованного 24 августа 1898 года, написан редактором «Нижегородского листка» Е. М. Ещиным. Второй и третий фрагменты, по- священные ярмарочной лотерее и кинематографу, тематически, композиционно и стилистически существенно отличаются от первого, написаны одним человеком. С большой долей уверенности можно отнести их к авторству Горького, что подтверждается комплексным анализом проблемно-тематических доминант текста и его стилистических особенностей. Разысканный и атрибутированный фельетон включается в общий контекст творчества писателя, прослеживаются связи с циклом статей «Беглые заметки», написанным во время Всероссийской торгово-промышленной ярмарки 1896 года, и другими публицистическими и художественными произведениями Горького 1896–1898 годов.

Как ссылаться

Плотникова, А. Г. (2024). ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ М. ГОРЬКОГО 1896–1898 ГОДОВ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (54), 7. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.01
Список литературы
1. 1. Терехина, В. Н. (2022). Неизвестные инскрипты Владимира Маяковского: проблема атрибуции. Русистика без границ, 6(3), 35–40.
2. 2. Захарова, О. В. (2021). Атрибуция в зеркале статистики: анонимные статьи в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Неизвестный Достоевский, 8(2), 81–106. https://doi.org/10.15393/j10.art.2021.5481
3. 3. Зубков, К. И. (2021). Ф. Горбунов — сотрудник журнала «Время» (об одной заметке, приписываемой Достоевскому). Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 80(3), 87–92. https://doi.org/10.31857/S241377150015627-2
4. 4. Горький, М. (2017). Беглые заметки: Нижегородская публицистика Максима Горького. М. Г. Уртминцева, & П. Е. Янина (Ред.). Бегемот-НН.
5. 5. Уртминцева, М. Г. (2018). Псевдоним в публицистике М. Горького (по неопубликованным материалам газеты «Нижегородский листок» (1898–1901 гг.)). В Мировое значение творчества М. Горького (с. 163–169). Бегемот-НН.
6. 6. Горький, М. (1997). Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. Т. 1. 1888–1899. Наука.
7. 7. Богданович, А. Е. (1898). Письмо Волжиной А. П. Архив А. М. Горького (ИМЛИ РАН). ФЕП-Волж-2-1-26.
8. 8. Уртминцева, М. Г. (2015). «Маленький фельетон» на страницах газеты «Нижегородский листок»: проблематика и поэтика (1895–1896 гг.). Нижегородский текст русской словесности (с. 189–196). Бегемот-НН.
9. 9. Протопопов, С. Д. (1898). Письмо В. Г. Короленко. РО РГБ. Ф. 135 (В. Г. Короленко). Разд. II. Карт. 32. Ед. хр. 25. Л. 17.
10. 10. Горький, М. (2017). Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. Т. 19. Апрель 1929 – июль 1930. Наука.
11. 11. Петрова, М. Г. (1986). «Писатель должен быть пророком…»: неизвестный цикл фельетонов молодого М. Горького. Литературная газета, 2. 8 января, 5.
12. 12. Петрова, М. Г. (1989). Горький М. «Маленький фельетон» — «Нижегородский листок», 1898. Неизвестный цикл фельетонов Горького. История находки и проблемы атрибуции. В Б. А. Бялик (Ред.). Горький и его эпоха. Вып. 1, (19–77). Наследие.
13. 13. Петрова, М. Г. (1992). Потерянный Горький. Литературная газета, 29, 15 июля, 6.
14. 14. [Горький, М.]. (1898). О самокате. Нижегородский листок, 221, 14 августа.
15. 15. Вишневский, В. Е. (1951). Горький о кино. Искусство кино, 1, 30–31.
16. 16. [Горький, М.] I. M. Pacatus. (1896а). Беглые заметки. Нижегородский листок, 182, 4 июля.
17. 17. [Горький, М.] А. П-в. (1896б). С Всероссийской выставки. Одесские новости, 3681, 6 июля.
18. 18. Вишневский, В. Е. (1932). Максим Горький и кино (по материалам Историко-архивного кабинета НИКФИ). Пролетарское кино, 19/20, 17–25.
19. 19. Вайсфельд, И. В. (1961). Мастерство кинодраматурга. Советский писатель.
20. 20. Цивьян, Ю. В. (1991). Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896–1930 гг. Зинатне.
21. 21. Guneratne, Anthony R. (1998). The birth of a new realism: photography, painting and the advent of documentary cinema. Film, Photography and Television, 10(2), 165–187.
22. 22. Gunning, T. (2000). «Animated pictures»: tales of cinema’s forgotten future, after 100 years of films. In C. Gledhill, L. Williams (Eds.) Reinventing Film Studies (pp. 316–331). Oxford University Press.
23. 23. Spectacle of the real: from Hollywood to reality TV and beyond. (2005). Geoff King (Ed.). Intellect Books.
24. 24. Pozner, V. (2006). Gorki au cinématographe: «J’etais hier au royaume des ombres…». 1895. Mille huit cent quatre-vingt-qinze, 50, 89–113. https://doi.org/10.4000/1895.1232
25. 25. Pozner, V. (2023). Gorki au cinématographe. AFRHS.
26. 26. Hidalgo, S., & Pelletier, L. (2017). Le mystère du «grand tableau gris»: l’animation des images fixes dans les premières projections cinématographiques. 1895. Mille huit cent quatre-vingt-qinze, 82, 86–105. https://doi.org/10.4000/1895. 5374
27. 27. Плотникова, А. Г. (2018). М. Горький и кинематограф. ИМЛИ РАН.
28. 28. Левицки, А. (2018). Десятая муза. Кинематограф как новая форма искусства. Эротизм в кино XIX–XX веков. Гуманитарный центр.
29. 29. Эльзессер, Т., & Хагенер, М. (2016). Теория кино. Глаз, эмоции, тело. Сеанс.
30. 30. Маленький фельетон. (1898). Нижегородский листок, 232, 25 августа.
31. 31. Горький, М. (1953). Собрание сочинений: в 30 т. Т. 23: Статьи 1895–1906. Государственное издательство художественной литературы.
32. 32. Лаптенков, В. Г. (2022). Жанровая специфика библиографической заметки в публицистике М. Горького (на материале газеты «Нижегородский листок» 1898–1899 гг.). Ученые записки Орловского государственного университета, 4(97), 140–143.
33. 33. Горький, М. (1969). Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. Т. 4. Наука.