Главная Выпуски 1 (53)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 378.8.016:81.111 DOI: 10.25688/2076-913X.2024.53.1.12

Авторы

  • Толмачева Татьяна Александровна кандидат педагогических наук

Аннотация

Статья посвящена вопросу внедрения альтернативных способов оценивания уровня иноязычной просодической компетенции студентов на материале научного публичного выступления. Современные глобальные концепции образования для устойчивого развития в транзитивном суперразнообразном сообществе диктуют необходимость пересмотра традиционных неэкологичных и неэтичных оценочных средств в пользу гибких, вариативных, человекомерных, несостязательных форматов. Выбор неконвенциональных способов оценивания уровня просодической компетенции обусловлен тем, что она трудноизмерима, ей присущи факторы субъективности, размытости целеполагания. В статье приводится обоснование интеграции рефлексивных оценочных методов в практику формирования иноязычной просодической компетенции. В целях определения эффективности использования технологии рефлексивного само- и взаимооценивания в практике преподавания научной коммуникации на английском языке был проведен сравнительный последовательный педагогический эксперимент с опорой на эмпирические методы исследования (интервью, анкетирование, наблюдение за участниками, анализ портфолио). Эксперимент проводился в течение трех месяцев на базе технического вуза с привлечением 40 студентов бакалавриата и магистратуры, владеющих английским языком на уровне не ниже B2. Описаны этапы и процедура эксперимента, разработаны критерии рефелексивного само- и взаимооценивания уровня просодической компетенции. В статье доказано, что рефлексивное оценивание может быть успешно интегрировано в процесс обучения научной коммуникации посредством индуктивных и имплицитных приемов, создавая благоприятные условия для активного и сознательного овладения просодической компетенцией. Показано, что само- и взаиморефлексия может выступать эффективным инструментом альтернативного оценивания уровня достижения неизмеримых или трудноизмеримых учебных результатов на основе принципов новой оценочной политики.

Как ссылаться

Толмачева, Т. А. (2024). АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 161. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.12
Список литературы
1. 1. Тарева, Е. Г., Федянина, В. А., & Мизгулина, М. Н. (2023). Разработка системы оценивания уровня владения японским языком участников олимпиады. Язык и культура, 61, 306–323.
2. 2. Тарева, Е. Г. (2021). Языковое образование в эпоху постмодернизма: кризис системности или новая системность. Язык и культура, 53, 270–289.
3. 3. Асмолов, А. Г. (2018). Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен. ЯСК.
4. 4. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. (2024, 14 января). https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf
5. 5. Переосмыслим наше будущее — Hовый общественный договор в области образования. (2024, 14 января). https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000386250
6. 6. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. (2024, 14 января). http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
7. 7. Проект «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.» (2024, 14 января). https://school28.tomsk.ru/ScHoOLsite/Razvitie_OU/Mezhregionalnoe_setevoe_partnerstvo/Klyuchevye_napravleniya_razvitiya_rossijskogo_obrazovaniya_ do_2035-minP.pdf?ysclid=lsrzss4qeb176611763
8. 8. Polushkina, T. A., & Tareva, E. G. (2021). Developing L2 prosodic competence online: Implications of the emergency remote teaching. XLinguae, 14(1), 38–48.
9. 9. Корзун, О. О. (2009). Обучение темпу иноязычной речи студентов как одна из проблем подготовки будущих профессиональных переводчиков. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, 6, 112–119.
10. 10. Борботько, Л. А., & Вишневская, Е. М. (2020). Произносительное и ритмико-интонационное оформление лекции как фактор профессиональной самопрезентации преподавателя. В Л. Г. Викулова (Ред.). Педагогический дискурс: качество речи учителя (с. 28–32). Материалы II Всероссийской конференции.
11. 11. Council of Europe. (2020). Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment. Companion volume. S. l. Council of Europe.
12. 12. Munro, M. J., & Derwing, T. M. (2015). A prospectus for pronunciation research in the 21st century. Journal of Second Language Pronunciation, 1, 11–42.
13. 13. Levis, J. (2020). Revisiting the Intelligibility and Nativeness Principles. Journal of Second Language Pronunciation.
14. 14. Караваева, В. Г., & Абрамова, Г. С. (2022). Формирование фонетической компетенции студентов языкового вуза посредством аудиопрактикума. Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения (c. 121–138). Сборник научных трудов.
15. 15. Богин, Г. И. (1994). «Улавливание смыслов» на основе мобилизации рефлективности как компонент гибких моделей обучения. Международная конференция по русскому языку (с. 115–116). МГУ, МАПРЯЛ.
16. 16. Fines, B. G. (2014). Assessing Reflection. (2024, 14 января). https://www.smu.edu/-/media/site/law/faculty/teaching-resources/student-reflection-rubric.pdf
17. 17. Cassidy, R., Charles, E., Slotta, J., & Lasry, N. (2019). Active learning: Theoretical perspectives, empirical studies, and design profiles. Frontiers Media.
18. 18. Carless, D., & Boud, D. (2018). The development of student feedback literacy: Enabling uptake of feedback. Assessment and Evaluation in Higher Education, 43(8), 1315–1325.
19. 19. Chen, M. A., Hwang, G., & Chang, Y. (2019). A reflective thinking-promoting approach to enhancing graduate students’ flipped learning engagement, participation behaviors, reflective thinking and project learning outcomes. British Journal of Educational Technology, 50(5), 2288–2307.
20. 20. Huang, L. (2012). Use of oral reflection in facilitating graduate EAL students’ oral-language production and strategy use: an empirical action research study. International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning, 6(2), 1–22.
21. 21. Kang, O., & Ginther, A. (2017). Assessment in second language pronunciation. Routledge.
22. 22. Levis, J., & McCrocklin, S. (2018). Reflective and effective teaching of pronunciation. Issues in Applying SLA Theories toward Reflective and Effective Teaching, 77–89.
23. 23. Sultana, F., Lim, C. P., & Liang, M. (2020). E-portfolios and the development of students’ reflective thinking at a Hong Kong University. Journal of Computers in Education, 7(3), 277–294.
24. 24. Zee, E. V., & Minstrell, J. (1997). Using questioning to guide student thinking. Journal of the Learning Sciences, 6(2), 227–269.
Скачать файл .pdf 419.05 кб