Главная Выпуски 2023, №4 (52)

РОЛЬ ОБРАЗОВ ВОДНОЙ СТИХИИ В ГЛАВАХ О ВЁШЕНСКОМ ВОССТАНИИ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Литературоведение , УДК: 821.161.1 DOI: 10.25688/2076-913X.2023.52.4.02

Авторы

  • Васильев Сергей Анатольевич Доктор филологических наук, профессор
  • Макарова Елена Сергеевна

Аннотация

Вёшенское восстание в событийном и содержательном аспектах представляет собой центр романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». Посвященные ему главы входят в шестую и начало седьмой частей произведения, относительно автономны в тексте и имеют собственную внутреннюю форму, важные грани которой создаются за счет образов водной стихии и близких ей многочисленных ассоциативных планов. Вслед за А. А. Потебней, Ю. И. Минераловым, другими учеными, продолжающими отечественную академическую традицию, авторы статьи понимают внутреннюю форму как образы образов и идеи идей, представления, объединяющие ранее никак не соотносимые в смысловом плане явления. Заглавие, эпиграфы, пейзажи, портреты, художественные детали системно включают в себя сопоставления с водой и ее восприятием миром казачества. Недовольство войной распространяется в среде казачества вначале мелкими ручейками, а позже — сплошным водным потоком, сносящим все на своем пути. Этот образ рядом ассоциативных нитей связывается с последующими картинами назревания и все большего усиления Верхне-Донского восстания. Завязка этой сюжетной линии соотносится с образом коловерти (водоворота) и встречных, сшибающихся речных течений, в то время как на уровне персонажей реализуется через слова Мирона Григорьевича Коршунова, призывающего казаков к вооруженному выступлению. Образы ломающегося льда, половодья, водного потока связывают мир природы и психологическую и социальную жизнь человека, в значительной степени формируют художественное содержание глав о Вёшенском восстании.

Как ссылаться

Васильев, С. А. & Макарова, Е. С. (2023). РОЛЬ ОБРАЗОВ ВОДНОЙ СТИХИИ В ГЛАВАХ О ВЁШЕНСКОМ ВОССТАНИИ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №4 (52), 20. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.52.4.02
Список литературы
1. 1. Акиньшина, Т. В. (2007). Топос реки в художественном пространстве романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Филоlogos, 1–2(3), 132–142.
2. 2. «Алмазные россыпи русской речи»: языковое мастерство М. А. Шолохова. Коллективная монография. (2015). Издательство Южного федерального университета.
3. 3. Ванюков, А. И. (2021). Часть как мера целого в романной структуре «Тихого Дона»: части первая, вторая, третья. Мир Шолохова, 2, 18–30.
4. 4. Венков, А. В. (2012). Вёшенское восстание. Вече.
5. 5. Воронцова, Г. Н. (2012). Восстание Вёшенское. Шолоховская энциклопедия (с. 127–129). Синергия.
6. 6. Гоффеншефер, В. (1938). Шолоховский пейзаж. Литературный критик, 8, 121–135.
7. 7. Диброва, Е. И. (2013). Река Дон в композиции романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Известия Южного федерального университета. Серия «Филологические науки», 3, 64–70.
8. 8. Есипович, Н. Н. (1996). «Тихий Дон»: онтология общечеловеческого в авторских описаниях войны. Войны России в изображении М. А. Шолохова (с. 43–46). Ростовский государственный университет.
9. 9. Жандарова, Т. А. (2013). Функции портрета в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. А. Лобачевского, 4(1), 338–344.
10. 10. Костин, Е. А. (2020). Шолохов: эстетика и мировоззрение. Алетейя.
11. 11. Кукса, П. В. (2019). Поэтика портрета в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Наука России: цели и задачи (ч. 4, с. 56–60). Сборник научных трудов по итогам XV научной конференции 10 июня 2019 года.
12. 12. Минералов, Ю. И. (1999). Теория художественной словесности. Владос.
13. 13. Муравьева, Н. М. (2007). Проза М. А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика. Борисоглебск.
14. 14. Потебня, А. А. (1990). Теоретическая поэтика. Высшая школа.
15. 15. Символика воды в русской словесности и мировой культуре. Коллективная монография. (2022). А. И. Смирнова (Ред.). Книгодел.
16. 16. Словарь языка Михаила Шолохова. (2005). Азбуковник.
17. 17. Сухих, С. И. (2006). «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Лекции к спецкурсу. Поволжье.
18. 18. Теория литературы. Учебное пособие: в 2 т. (2004). Н. Д. Тамарченко (Ред.). Т. 1. Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Академия.
19. 19. Трофимова, П. В. (2009). Своеобразие художественной детали в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Москва].
20. 20. Ширина, Е. А. (2017). Образ природы как ключ к осмыслению войны и мира в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Литература в школе, 2, 11–17.
21. 21. Шолохов, М. А. (2017). Тихий Дон. Научное издание: в 2 т. Т. 2. ИМЛИ РАН.
Скачать файл .pdf 339.21 кб