Главная Выпуски 2023, №4 (52)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ В СТИХОТВОРЕНИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ОПЯТЬ ВЕСНА»

Литературоведение , УДК: 82–14 DOI: 10.25688/2076-913X.2023.52.4.04

Авторы

  • Казмирчук Ольга Юрьевна кандидат филологических наук

Аннотация

В статье рассматриваются особенности интерпретации образа Снегурки в стихотворении Б. Л. Пастернака «Опять весна» из поэтического цикла «Переделкино». Отправной точкой для наших размышлений становится общеизвестный факт: в современной русской культурной парадигме образ Снегурочки ассоциируется в первую очередь с «весенней сказкой» А. Н. Островского. Все русские литераторы, обращавшиеся к этому образу, в той или иной степени использовали мотивы и темы из пьесы-сказки Островского (оппозиция холода и тепла, зимы и лета, идея природного годичного круговорота, идея запрета и наказания за его нарушение, представление о любви как о желанном, но губительном начале и т. д.), тем интереснее понять, какие семантические коннотации заимствовал Б. Л. Пастернак и что нового привнес в трактовку образа Снегурочки. В художественном универсуме пастернаковского стихотворения «Опять весна» образ Снегурочки отождествляется не с зимой, а с весной, Снегурочка воплощает в себе стихийное весеннее начало. Поэт отказывается от традиционной оппозиции «зима – весна» или «зима – лето», ему значительно важнее идея предсказуемого, ожидаемого чередования различных времен года, положенная в основу композиции поэтического цикла «Переделкино». В постоянном чередовании времен года лирический герой Пастернака видит залог собственного бессмертия, каждую зиму герой умирает вместе с природой и предсказуемо воскресает весной. В этом контексте гибель Весны-Снегурки (гибель угадывается, но не описывается) лишается традиционной трагической окраски: Снегурка вернется через год. Б. Л. Пастернак трактует образ Снегурки в качестве одного из архетипических женских образов, воплотивших в себе некое стихийное начало (стихия весны, стихия природы, стихия жизни как таковой). Подобное осмысление женских образов вообще характерно для русской поэзии начала ХХ века, на опыт которой во многом ориентировался Б. Л. Пастернак.

Как ссылаться

Казмирчук, О. Ю. (2023). ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ В СТИХОТВОРЕНИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ОПЯТЬ ВЕСНА» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №4 (52), 38. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.52.4.04
Список литературы
1. 1. Кулиш, Ж. В. (1963). Снегурочка А. Н. Островского и народное творчество [Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов].
2. 2. Тихомиров, В. В. (2016). «Снегурочка» А. Н. Островского: проблемы оценки и интерпретации (1873–1900). Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 6(22), 72–78.
3. 3. Блок, А. А. (1960). Собр. соч.: в 8 т. Т. 1. Художественная литература.
4. 4. Магомедова, Д. М. (1997). Автобиографический миф в творчестве А. Блока. Мартин.
5. 5. Ronen, O. (1985). A Functional Technique of Myth Transformation in Twentieth — Century Russian Lyrical Poetry. Myth in Literature (pp. 110–123). New York University Slavic Papers. Vol. 5. Columbus: Slavica Publishers.
6. 6. Магомедова, Д. М. (2004). Филологический анализ лирического стихотворения. Академия.
7. 7. Шульц, С. А. (2022). Н. Горн, А. Н. Островский, А. П. Чехов, А. А. Блок: эволюция образа Снегурочки. Литературоведческий журнал, 1(55), 125–139.
8. 8. Ахматова, А. А. (2000). Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Эллис Лак.
9. 9. Девятова, Н. М. (2022). Образ мужчины и женщины в зеркале русских сравнений. Русская речь, 1, 7–18.
10. 10. Фоменко, И. В. (1990). Циклизация как типологическая черта лирики Б. Л. Пастернака. Пастернаковские чтения (c. 78–84). Материалы межвузовской конференции. ПГУ.
11. 11. Безносов, Э. Л. (2019). Стихотворение «Опять весна»: («Поезд ушёл. Насыпь черна…») в творческой биографии Бориса Пастернака. Литература, 11/12, 37–42.
12. 12. Казмирчук, О. Ю. (2021). Роль системы заглавий в художественном универсуме цикла Б. Л. Пастернака «Переделкино». Новый филологический вестник, 1(56), 197–206.
13. 13. Маймескулов, А. (1994). «Переделкино» Бориса Пастернака (разбор цикла). Wyzsza Szkola Pedagogiczna.
14. 14. Пастернак, Б. Л. (1989). Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. Художественная литература.
15. 15. Пастернак, Е. Б. (1989). Борис Пастернак: Материалы для биографии. Советский писатель.
16. 16. Жолковский, А. К. (2011). Зловещие мотивы у Пастернака. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты (с. 65–91). Новое литературное обозрение.
17. 17. Альфонсов, В. Н. (2001). Поэзия Бориса Пастернака. САГА.
18. 18. Фарыно, Е. (1989). Поэтика Пастернака («Путевые записки» — «Охранная грамота»). Wiener Slawistischer Almanach.
19. 19. Пастернак, Б. Л. (1992). Собр. соч.: в 5 т. Т. 5. Художественная литература.
20. 20. Гладков, А. К. (2002). Встречи с Пастернаком. АРТ-ФЛЕКС.
21. 21. Иванов, Вяч. Вс. (2015). Русская поэтическая традиция и футуризм (из опыта раннего Б. Пастернака). Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи (с. 442–463). Азбуковник.
22. 22. Пастернак, Б. Л. (1990). Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. Художественная литература.
23. 23. Эткинд, Е. Г. (1979). Пастернак — новатор поэтической речи. Борис Пастернак, 1890–1960 — Boris Pasternak, 1890–1960 (с. 128–140).
24. 24. Якушевич, И. В. (2019). Птица: символ, метафора, метаморфоза. Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке (с. 306–319). Коллективная монография. Книгодел; МГПУ.
25. 25. Бройтман, С. Н. (2007). Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя — жизнь». Прогресс-Традиция.
Скачать файл .pdf 340.39 кб