Авторы
- Воронина Юлия Владимировна
Аннотация
В статье рассматриваются различные типы масок, используемых персонажами пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» в общении друг с другом. Сменяемость ситуативных ролей действующих лиц, их иллюзорных представлений имеет различный характер и подразделяется на три вида, которые условно называются дивергенцией (от единого к многоликости), конвергенцией (от многоликости к единству), интерференцией (взаимодействие первых двух видов). Иллюзии персонажей «Вишневого сада» отсылают к будущему, приобретая прогностический характер в проекции «история России XX века». Часть героев проходит через цикл жизнь – смерть – жизнь. Нередко смена масок и ролей лишает героев типичности, отрывает от реальности (помешательство и «игра воображения» Лопахина). Одни персонажи способны сменить несколько ролей за очень короткое время (Гаев), другие, напротив, постоянны (роли Вари в мечтах и реальности). Самый сложный тип, интерференцию масок, представляет Раневская: кающаяся грешница, любящая мать и мотовка денег дочери.
Как ссылаться
Воронина, Ю. В. (2023). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №2 (50), 168. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.14
Список литературы
1.
1. Афанасьев, Э. С. (2011). Проблема самоидентификации человека в прозе Чехова. Известия РАН. Серия литературы и языка, 5(70), 18–25.
2.
2. Бахтин, М. М. (1990). Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Художественная литература.
3.
3. Бахтин, М. М. (2003). Собр. соч. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. Русские словари; Языки славянской культуры.
4.
4. Белый, А. (1994). Символизм как миропонимание. Республика, 371–375.
5.
5. Богослов, Г. (1994). Собр. творений: в 2 т. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра.
6.
6. Иванов, В. И. (1994). Родное и вселенское. Республика.
7.
7. Катаев, В. Б. (1998). Сложность простоты: рассказы и пьесы А. П. Чехова: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Издательство Московского университета.
8.
8. Колобаева, Л. А. (1990). Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX вв. Издательство МГУ.
9.
9. Кройчик, Л. Е. (1986). Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова. Издательство Воронежского университета.
10.
10. Ларионова, М. Ч. (2007). Драматургия А. П. Чехова и народный театр: Симеонов-Пищик. Виноградовские чтения. Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методологический аспекты: материалы Международной научной конференции, 15–17 ноября 2007 г.: [в 4 т.]. (Ред.-сост.: С. А. Джанумов, И. А. Беляева, Б. А. Гиленсон, М. Б. Лоскутникова). Т. 2, 112–116.
11.
11. Линков, В. Я. (1982). Художественный мир прозы А. П. Чехова. Издательство Московского университета.
12.
12. Мережковский, Д. С. (2004). Грядущий хам. Чехов и Горький. Республика, 40–75.
13.
13. Назиров, Р. Г. (2005). Пародии Чехова и французская литература. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: cборник статей РИО БашГУ, 150–158.
14.
14. Полоцкая, Э. А. (2001). О поэтике Чехова. Наследие.
15.
15. Саяпова, А. М. (2004). «Стремление за границу языка»: философия драматургии А. П. Чехова. Дергачевские чтения – 2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы VI Всероссийской научной конференции, 2–3 октября 2002 г. Издательство УрГУ, 159–164.
16.
16. Скафтымов, А. П. (1972). Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. Художественная литература.
17.
17. Спиркин, А. К. (2007). Философия: учебник. 2-е изд. Гардарики.
18.
18. Тамарли, Г. И. (1993). Поэтика драматургии А. П. Чехова. Издательство Ростовского университета.
19.
19. Философский энциклопедический словарь. (1983). Советская энциклопедия.
20.
20. Чехов, А. П. (1983–1986). Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Т. 13. Наука.
21.
21. Pitcher, H. (1973). The Chekhov play. A New Interpretation. Barnes & Noble.