Главная Выпуски 2023, №2 (50)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНИКА ПО ФОНЕТИКЕ (СЕГМЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА)

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 378.091.64:811.531 DOI: 10.25688/2076-913X.2023.50.2.13

Авторы

  • Воронина Людмила Александровна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена раскрытию структуры и содержания вузовского учебника по фонетике (сегментный уровень) на примере корейского языка. Актуальность исследования обусловлена противоречием между стабильно возрастающей популярностью корейского языка и недостаточностью научно-методических разработок для его преподавания в вузе, в том числе и по обучению фонетике. В связи с этим статья направлена на разработку концепции современного учебника по фонетике (сегментный уровень) изучаемого иностранного языка и представление фрагментов учебника применительно к обучению корейскому языку в рамках языкового профиля современного вуза. Исследование прошло несколько этапов: 1) анализ фонетических ошибок студентов и их систематизация (1997–2018); 2) разработка концепции учебника (2018); 3) пробное обучение и внесение коррективов в макет учебника (2019–2022); 4) подготовка макета к печати (2022). В статье обосновано, что при разработке учебника по фонетике (сегментный уровень) должны учитываться: 1) языковой уровень лингвистического материала (сегментный или суперсегментный); 2) вид интерференции (межъязыковой и внутриязыковой), что предполагает разные технологии обучения; 3) экстралингвистические знания, владение которыми позволяет обучающимся свободно оперировать фонологической компетенцией на изучаемом языке в реальной жизни. Разработанная автором технология обучения фонетике на сегментном уровне представляет собой конкретный сценарий обучающей деятельности на начальном этапе овладения студентами корейским языком, реализация которого способна обеспечить прочное формирование у обучающихся слухопроизносительных навыков, фонетических умений анализировать лингвистические (межъязыковые и внутриязыковые соответствия/различия) и экстралингвистические особенности (факторы) порождения звучащей речи на корейском языке и понимать ее при восприятии на слух.

Как ссылаться

Воронина, Л. А. (2023). СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНИКА ПО ФОНЕТИКЕ (СЕГМЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №2 (50), 155. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.13
Список литературы
1. 1. Воронина, Л. А. (2016). Специфика методики обучения корейскому языку как иностранному на начальном этапе в вузе. РГПУ им. А. И. Герцена.
2. 2. Тен, Ен Сун. (2012). К проблеме единства понятийного аппарата в преподавании корейского языка русскоговорящим учащимся. Вестник Российского корееведения, 4, 121–131.
3. 3. Капарушкина, Д. И. (2014). Особенности консонантной системы корейского языка (обзор корейской научной литературы). Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность», 2, 35–42.
4. 4. Капарушкина, Д. И. (2018). Постановка вопроса о необходимости создания методики обучения произношению корейских взрывных согласных ориентированной на русскоговорящих студентов. Cross-Cultural Studies: Education and Science, 3(3), 289–294.
5. 5. Воронина, Л. А. (2021). Обоснование понятия экстралингвистической (фоновой) интерференции в обучении корейскому языку как иностранному. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 10, 36–47.
6. 6. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика». (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 № 59448). https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/FGOS%20VO/Bakalavriat/Standart_45.03.02_Lingvistica_2020.pdf
7. 7. Ли, Ц. (2015). Культурные основы обучения: Восток и Запад. Издательский дом Высшей школы экономики.
8. 8. Тарева, Е. Г., & Павлова, Е. О. (2020). Критерии выбора зарубежного учебника как средства подготовки обучающихся к межкультурному общению. Общество. Коммуникация. Образование, 11(3), 121–130.
9. 9. Тараскина, Я. В. (2016). Основные концепции обучения в отечественных вузовских учебниках по иностранным языкам. Вестник Бурятского государственного университета, 1, 142–151.
10. 10. Тарева, Е. Г., & Малых, О. А. (2013). Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе. Язык и социальная динамика, 13(1), 310–312.
11. 11. Щукин, А. Н. (2011). Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Икар.
12. 12. Воронина, Л. А. (2021). Обоснование понятия экстралингвистической (фоновой) интерференции в обучении корейскому языку как иностранному. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 10, 36–47.
13. 13. Пугацевич, И. П., & Рогозная, Н. Н. (2015). Интерязык как промежуточная система в условиях билингвизма. Вестник ИрГТУ, 4(99), 435–439.
14. 14. Скосоренко, Е. Г. (1993). Цели и задачи практической подготовки студентов языкового вуза на начальном этапе (первый курс) [Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Москва].
15. 15. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. https://docs.cntd.ru/document/1200034382
16. 16. Монголов, К. Н., Мусаев, О. С., & Скорбатюк, И. Д. (1978). Теоретическая фонетика корейского языка. Военный институт.
17. 17. Иероглифы & (2021). Иероглифы . Hawoo Publishing, Inc.
18. 18. Иероглифы & (2009). Иероглифы 47. Иероглифы .
19. 19. Баландюк, Ю. В. (2003). Просодическое устройство слова в корейском языке: на материале двуслова [Дис. … канд. филол. наук: 10.02.22. Москва].
20. 20. Яроцкая, Л. В. (2021). Учебник иностранного языка как инструмент смыслообразования в профессиональной сфере: неязыковой вуз, уровень магистратуры. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки, 2(839), 36–44.
21. 21. Тарева, Е. Г., & Тарев, Б. В. (2014). Инновационный потенциал образовательных традиций: учебник иностранного языка открытого типа. Вопросы методики преподавания в вузе, 3(17), 364–373.
Скачать файл .pdf 515.79 кб