Главная Выпуски 2022, №4 (48)

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АКТУАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «КОММЕРСАНТЪ НАУКА»)

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 81 DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.08

Авторы

  • Викулова Лариса Георгиевна Доктор филологических наук, профессор
  • Корнеева Вера Александровна

Аннотация

Статья посвящена исследованию становления и развития одного из научно-популярных изданий — журнала «Коммерсантъ Наука». Актуальность исследования обусловлена возросшим потенциалом научно-популярных журналов в области научного просветительства в молодежной среде с целью привлечения квалифицированных кадров в сферу науки и повышения престижа научной деятельности. В связи с этим в статье уделяется внимание вопросу разграничения научного и научно-популярного стилей, анализируется текст миссии журнала, устанавливается адресант и адресат (целевая аудитория), специфика их деятельности, предпринимается попытка отследить качественные и количественные изменения в рубрикации журнала. Автор проводит анализ содержательного наполнения рубрик на предмет его корреляции с миссией научно-популярного журнала. В статье выявлена основная тематическая направленность статей, определен спектр областей науки, представленных в рубриках журнала. Материалом исследования выступают выпуски журнала «Коммерсантъ Наука» 2011 г. и 2014–2022 гг. Для достижения цели работы были применены методы дедуктивного и индуктивного логического анализа, метод лексико-семантического анализа, количественный и описательный методы, применен инструментарий корпусной лингвистики, а именно составление списка ключевых слов в соответствии с их статистически значимой частотностью при помощи онлайн-программы SEO-анализа текста Istio. Представленные в статье материалы позволяют сделать вывод о том, что научно-популярный журнал как особый вид периодики представляет собой эффективный инструмент просветительской деятельности.

Как ссылаться

Викулова, Л. Г. & Корнеева, В. А. (2022). ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АКТУАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «КОММЕРСАНТЪ НАУКА») MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №4 (48), 102. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.08
Список литературы
1. 1. Сухенко, Н. В. (2016). Специфика популяризации науки в России. Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии», 4, 18–22.
2. 2. Дивеева, Н. В. (2014). Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2(180), 95–101.
3. 3. Дивеева, Н. В. (2015). Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений [Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Воронеж].
4. 4. Шапиро, О. А. (2018). Трансформация аргументативных стратегий в современной популяризации науки. Рацио.ru, 1(19), 83–100.
5. 5. Plane, S., Rinck. F. (2021). Les discours de vulgarisation. De leur élaboration et leur circulation à leur place dans la culture professionnelle des enseignants. Repères, 63, 19–40. DOI: https://doi.org/10.4000/reperes.4089
6. 6. Лазаревич, Э. А. (1984). С веком наравне: популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. Книга.
7. 7. Хутыз, И. П. (2020). Системный анализ сходств и различий академического и научно-популярного дискурса. Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании: сборник научных трудов, 141–150. В И. П. Хутыз (Ред.). Кубанский государственный университет.
8. 8. Викулова, Л. Г. (2012). Издательский дискурс в системе общения «автор – издатель – читатель». Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2(18), 63–69.
9. 9. Хутыз, И. П. (2017). Диалогичность как средство управления вниманием адресата. Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании: сборник научных трудов, 294–302. В И. П. Хутыз (Ред.). Кубанский государственный университет.
10. 10. Пром, Н. А. (2020) Фактуализация реальности в медиадискурсе: характеристики, типы, способы выражения. ПринТерра-Дизайн.
11. 11. Zheltukhina, M. R., Vikulova, L. G., Mikhaylova, S. V., Borbotko, L. A., Masalimova, A. R. (2017). Communicative theatre space in the linguistic and pragmatic paradygm. Xlinguae, 10(2), 85–100. DOI: 10.18355/XL.2017.10.02.08
12. 12. Щепилова, А. В., Сулейманова, О. А., Фомина, М. А., Водяницкая, А. А. (2017). Учет фактора адресата в современном образовательном дискурсе. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3(27), 68–82.
13. 13. Zheltukhina, M. R., Vikulova, L. G., Serebrennikova, E. F., Gerasimova, S. A., Borbotko, L. A. (2016). Identity as an element of human and language universes: Axiological aspect. International Journal of Environmental and Science Education, 11(17), 10413–10422.
14. 14. Викулова, Л. Г., Желтухина, М. Р., Герасимова, С. А., Макарова, И. В. (2020). Коммуникация. Теория и практика: учебник. Издательский дом ВКН.
15. 15. Текст миссии журнала «Коммерсантъ Наука» (2022, 25 июля). https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=55814
16. 16. Серебренникова, Е. Ф. (2011). Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов. Тезаурус.
17. 17. Чернявская, В. Е. (2019). Корпусно-ориентированный дискурсивный анализ идентичности российского университета 3.0. Вестник Томского государственного университета. Филология, 58, 97–114. DOI: 10.17223/19986645/58/7
18. 18. Карасик, В. И., Калыкова, Э. А. (2020). Институциональный концепт «миссия»: ценностные характеристики. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2, 80–90. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-2-80-90
19. 19. Карасик, В. И. (1991). Язык социального статуса. Высшая школа.
20. 20. Сулейманова, О. А., Чернова В. Е. (2020). Информационно-медийная языковая личность в академическом пространстве. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 1(17), 165–171. DOI: 10.31079/1992-2868-2020-17-1-165-171
21. 21. Гедгафова, Н. А. (2020). Научно-популярный журнал-тревелог National Geographic Traveller (UK): диахронический аспект. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 1(37), 131–139. DOI: 10.25688/2076-913X.2020.37.1.14
22. 22. Руженцева, Н. Б. (2012). Адаптационная стратегия и фактор адресата в газетно-журнальном и политическом дискурсах: заголовочный комплекс и основной текст. Политическая лингвистика, 1(39), 51–56.
23. 23. Васильев, С. Л. (2018). Эргономика периодического издания: функциональный, семиотический и перцептивный аспекты. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
24. 24. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. (1997). Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Азбуковник.
25. 25. Газета «Коммерсантъ» (2022, 20 августа). https://www.kommersant.ru
26. 26. Викулова Л. Г., Герасимова С. А. (2018). Коммуникативный потенциал спортивной газеты в медийном Интернет-пространстве: событие, факт, оперативность. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 4(32), 105–112. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-105-112
27. 27. Большая советская энциклопедия (2022, 25 августа). https://bse.slovaronline.com
Скачать файл .pdf 653.19 кб