Главная Выпуски 2022, №4 (48)

СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В МОДЕЛЯХ, ОПИСЫВАЮЩИХ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 811.11 DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.10

Авторы

  • Фомина Марина Аркадьевна Кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

В статье рассматривается семантическая структура с предикатным актантом, представленным природной силой (молния, дождь, буря, землетрясение и т. п.), а также средства ее выражения в русском языке. Задача, связанная с определением роли так называемых стихийных агенсов, является особенно актуальной при описании соответствующих моделей русского языка, представленных в нем, помимо полных (двусоставных) моделей, безличной «стихийной» конструкцией X-a V 3 л. ед. ч. ИГ instr. Статья ставит целью провести анализ структурных и семантических особенностей русских моделей, описывающих природные процессы и явления. Источником материала для исследования послужили тексты, содержащиеся в основном подкорпусе Национального корпуса русского языка. Исследование семантики рассматриваемых моделей было проведено с применением комплексной исследовательской методики, совмещающей гипотетико-дедуктивную процедуру исследования, обращение к ведущим поисковым системам и корпусный эксперимент. В результате исследования было определено и уточнено положение природных явлений, обозначения которых входят в состав «стихийных» моделей, в системе актантов (семантических ролей) как каузаторов действия или определенного положения дел с учетом содержания признака активности/неактивности; предложены критерии организации отбора эмпирического материала на базе корпусов текстов с иллюстрацией в виде примеров сформированных запросов; приведены некоторые результаты исследования в виде описания системы средств выражения рассматриваемой семантической структуры, результатов анализа поверхностной и глубинной структур русских моделей, описывающих природные процессы и явления. Приведенные в статье результаты исследования способствуют развитию функционального подхода к описанию языковых явлений «от семантических структур к языковым средствам», т. е. по принципу «от значения к форме».

Как ссылаться

Фомина, М. А. (2022). СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В МОДЕЛЯХ, ОПИСЫВАЮЩИХ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №4 (48), 126. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.10
Список литературы
1. 1. Мустайоки, А. (2006). Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. Языки славянской культуры.
2. 2. Фомина, М. А. (2020). Субъект-экспериенцер как квазиагенс: «от значения к форме». Вопросы прикладной лингвистики, 40, 112−136.
3. 3. Сулейманова, О. А. (1999). Проблемы русского синтаксиса: Семантика безличных предложений. Диалог-МГУ.
4. 4. Сулейманова, О. А. (2001). Безличность: релевантные семантические признаки. Филология и культура: материалы III Международной конференции, Тамбов, 16–18 мая 2001 г., 81−82.
5. 5. Фомина, М. А. (2016). Концептуальные категории в контексте проблемы разработки метаязыка семантического описания. В Т. Д. Шабанова (Ред.). Контенсивные аспекты языка: константность и вариативность: сборник статей к юбилею О. А. Сулеймановой, 223−233. ФЛИНТА.
6. 6. Сальников, Н. М. (1977). Безличные предложения типа «крышу сорвало ветром». Russian Linguistics, 3, 271−292.
7. 7. Green, M. C. (1980). On the Syntax of Impersonal Sentences in Russian, a Study of the Sentence Type «Vetrom uneslo lodku». Cornell.
8. 8. Сулейманова, О. А. (1993). Еще раз о предложениях типа Крышу сорвало ветром: сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета, 417, 62−76.
9. 9. Мельчук, И. А. (1995). Русский язык в модели «Смысл-Текст». Школа «Языки русской культуры», Wiener slawistischer Almanach.
10. 10. Мустайоки, А., Копотев, М. В. (2005). Лодку унесло ветром: условия и контексты употребления русской «стихийной» конструкции. Russian Linguistics, 29, 1–38.
11. 11. Мустайоки, А., Сабитова, З. К., Парменова, Т. В., Бирюлин, Л. А. (2019). Функциональный синтаксис русского языка: учебник для вузов. Юрайт.
12. 12. Галкина-Федорук, Е. М. (2012). Безличные предложения в современном русском языке. ЛИБРОКОМ.
13. 13. Селезнева, Г. А., Сулейманова, О. А., Фомина, М. А. (2006). Лингвистический эксперимент и его место в экспериментальной науке. Семантический анализ единиц языка и речи: процессы концептуализации и структура значения: Вторые чтения памяти О. Н. Селиверстовой, Москва, 17 октября 2005 г., 256–272.
14. 14. Сулейманова, О. А., Фомина, М. А., Тивьяева, И. В. (2020). Принципы и методы лингвистических исследований. Языки Народов Мира.
15. 15. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы (1999). Л. Г. Бабенко (Ред.). АСТ-ПРЕСС.
16. 16. Сулейманова, О. А., Фомина, М. А. (2018). Триангуляционный подход в экспериментальной лингвистике. Русистика и компаративистика. Научные труды по филологии, 12, 220–235.
17. 17. Кустова, Г. И. (1998). Производные значения с экспериментальной составляющей. Cемиотика и информатика, 36, 19−40.
18. 18. Селиверстова, О. Н. (1982). Семантические типы предикатов. Наука.
Скачать файл .pdf 412.17 кб