Главная Выпуски 2022, №4 (48)

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП)

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 37.016:811.161.1 DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.12

Авторы

  • Амелина Ирина Олеговна кандидат педагогических наук

Аннотация

Развитые навыки аудирования и говорения являются основой умений ведения устной речи, практического владения русским языком как иностранным, поэтому вопросы оптимизации обучения указанным видам деятельности всегда находятся в центре внимания педагогического сообщества. Обучение устной речи, совершенствование навыков аудирования и говорения остается существенной проблемой лингводидактики, что определяет актуальность настоящего исследования, цель которого состоит в описании системы обучения аудированию и говорению как отдельному блоку в общем курсе русского языка как иностранного на этапе предвузовского обучения и анализе результатов апробирования предложенной системы в рамках опытного обучения инофонов. В исследовании были использованы следующие методы: научно-теоретический метод; обсервационный метод; метод формального моделирования; экспериментальный метод; статистический метод. Материалом исследования послужила система обучения аудированию и говорению, интегрированная в образовательный процесс на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан в Юго-Западном государственном университете. В статье описана система заданий в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень), включающая задания для аудиторной/контактной работы и самостоятельной работы (домашнее задание); в процессе опытного обучения подтверждена валидность системы. Представленные в статье материалы позволяют утверждать, что разработанная система обучения в рамках блока «Аудирование. Говорение » (Первый сертификационный уровень) продуктивно выполняет свою функцию, способствуя эффективному развитию навыков в рассматриваемых видах деятельности, мотивируя инофонов на совершенствование своих коммуникативных способностей.

Как ссылаться

Амелина, И. О. (2022). СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №4 (48), 155. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.12
Список литературы
1. 1. Masuram, Jyothi, & Sripada, Nagini. (2020). Developing speaking skills through task-based materials. Procedia Computer Science, 172, 60–65. https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.05.009
2. 2. Коновалова, Л. П. (2021). Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков говорения по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения в вузе. Мир науки. Педагогика и психология, 1, т. 9. https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN121.pdf
3. 3. Титова, А. В. (2020). Аудирование на начальных этапах обучения русскому языку как иностранному. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VI Междунар. науч.-метод. конф., 365–368.
4. 4. Товт, А. М. (2022). Говорение на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ): практические рекомендации по работе над формированием навыков устной речи иностранцев. Русский язык за рубежом, 2(291), 94–98.
5. 5. Иванова, М. А. (2020). Использование неадаптированных аудио- и видеоматериалов при формировании навыков говорения на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному. Русский язык как иностранный: методика молодых: сб. науч. трудов молодых исследователей. МГОУ, 44–49.
6. 6. Bhanu, Sajida, & Selvaraj, Vijayakumar. (2022). Developing Speaking Skills at Tertiary Level: Implicit Versus Explicit Approaches. International Journal of Early Childhood Special Education, 14, 4564–4572. https://doi.org/10.9756/INT-JECSE/V14I2.504
7. 7. Туана, Е. Н., Губарева, С. А., Краснова, И. А., Смелкова, И. Ю., Погодин, С. Н., Богданова, Н. В. (2022). Обучение китайских студентов говорению на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях российского вуза. Современные проблемы науки и образования, 3(47). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48939825_78267342.pdf
8. 8. Иосифова, В. Е. (2020). Е. Говорение в практике обучения русскому языку китайских студентов. Педагогическое образование и наука, 4, 108–111.
9. 9. Сатретдинова, А. Х., Пенская, З. П. (2022). Методика работы с аудиотекстом на занятиях русского языка как иностранного. Перспективы науки, 5(152), 208–211.
10. 10. Фидчук, М. Ю. (2021). К вопросу о модели обучения аудированию на материалах национального корпуса русского языка. Высшее образование сегодня, 2, 59–62.
11. 11. el Majidi, Abide & Graaff, Rick, & Janssen, Daniel. (2021). Debate as a pedagogical tool for developing speaking skills in second language education. Language Teaching Research, 1–22. https://doi.org/10.1177/13621688211050619
12. 12. Дмитриева, Д. Д. (2021). Использование научно-популярных фильмов при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, 4(37), 80–82.
13. 13. Иванова, И. С., Ильина, С. А. (2021). Интеграция Youtube-каналов в образовательный процесс при обучении аудированию в дистанционном формате. Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф., 328–333.
14. 14. Nguyen, Thi, & Pham, Vu. (2022). Effects of Using Technology to Support Students in Developing Speaking Skills. International Journal of Language Instruction, 1, 1–8. https://doi.org/10.54855/ijli.22111
15. 15. Stepanova, N. S., Amelina, I. O., Gromenko, M. V., Kovaleva, T. V. (2021). RFL Online Course in Moodle LMS: Development and Application. TSNI 2021 – Textbook: Focus on Students’ National Identity, Moscow City University, Russia. April 20 – April 24 2021. ARPHA Proceedings, 4, 905–919. https://doi.org/10.3897/ap.e4.e0905
16. 16. Илюнина, А. А. (2020). Из опыта преподавания РКИ в дистанционном режиме на примере аудирования. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, 1(19), 144–145.
17. 17. Джанхотова, З. Х., Абазова, Л. М., Гутаева, Ж. Ж. (2021). Проблемы развития устной речи студентов-инофонов при дистанционном обучении на уроках РКИ. Перспективы науки, 1(136), 47–52.
18. 18. Спишьякова, А. (2021). Дистанционное обучение продвинутых студентов разговорной практике русского языка как иностранного. РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 145-летию Белгородск. гос. нац. исследов. ун-та. Белгород, 366–371.
19. 19. Гулиянц, А. Б., Гулиянц, С. Б., Семина, В. В. (2020). Проблема создания лингвокультурного комментария как средства межкультурной коммуникации. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3(39), 133–140.
20. 20. Филиппова, В. М. (2019). Применение метода проектов на элементарном уровне обучения РКИ. Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 4–5 декабря 2019 г.) (отв. ред. Н. С. Степанова). ЮЗГУ, 261–265.
21. 21. Филиппова, В. М., Шамсутдинова, Р. Р. (2021). Приемы повышения мотивации студентов при обучении РКИ онлайн. Русский язык в цифровом пространстве в эпоху пандемии (под ред. И. Микулацо). Университет Пулы им. Юрая Добрилы, Хорватия, 349–360.
22. 22. Пустовит, М. Ю. (2021). Аспекты преподавания методических дисциплин студентам-филологам в условиях дистанционного обучения. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2(42), 110–116. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2021.42.2.11
23. 23. Romanova, N. N., Amelina, I. O., Skorikova, T. P., Petrova, G. M. (2019). Noospheric psychological-educational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students. Journal of Research in Applied Linguistics, 10 (Special Issue), 158–171. https://doi.org/ 10.22055/rals.2019.14681
24. 24. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант. (2009). (Н. П. Андрюшина и др.). Златоуст.
Скачать файл .pdf 440.33 кб