Главная Выпуски 2022, №4 (48)

СТИХОТВОРЕНИЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «НА ПАРОХОДЕ» В КОНТЕКСТЕ СИМВОЛИСТСКОЙ И ФУТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ

Литературоведение , УДК: 82–14 DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.04

Авторы

  • Казмирчук Ольга Юрьевна кандидат филологических наук

Аннотация

В статье анализируется стихотворение Б. Л. Пастернака «На пароходе» с целью выявления в его художественном универсуме элементов, восходящих к поэтике символизма и футуризма. Цель обоснована тем, что, работая над вторым поэтическим сборником, в который и вошло стихотворение «На пароходе», Пастернак пытался найти свое место в современном литературном процессе, отдав предпочтение ведущим литературным направлениям (символизму и футуризму). Начинающий поэт в ранний период творчества осваивал опыт литераторов-современников, что нашло отражение в его текстах, в том числе и в стихотворении «На пароходе». Впоследствии Пастернак в чуть измененном виде включал это стихотворение во все собрания сочинений, что свидетельствует о его особой значимости. В качестве дополнительного материала в статье используется письмо, адресованное Б. Л. Пастернаком отцу, художнику Л. О. Пастернаку, в котором поэт пытается сформулировать собственное литературное кредо, а также отношение к таким ценностным категориям, как любовь и жизненное предназначение.

Как ссылаться

Казмирчук, О. Ю. (2022). СТИХОТВОРЕНИЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «НА ПАРОХОДЕ» В КОНТЕКСТЕ СИМВОЛИСТСКОЙ И ФУТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №4 (48), 49. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.04
Список литературы
1. 1. Пастернак, Е. Б. (1998). Борис Пастернак: Материалы для биографии. Сов. писатель.
2. 2. Pomorska, К. (1968–1969). Pasternak and Futurism. Ricerche Slavistiche 16 (1968 / 69), 228–246.
3. 3. Флейшман, Л. С. (1998). Пастернак и предреволюционный футуризм. Пастернаковские чтения. Вып. 2. Наследие, 244–258.
4. 4. Иванов, Вяч. Вс. (2015). К истории поэтики Пастернака футуристического периода. Иванов Вяч. Вс. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. Азбуковник, 464–482.
5. 5. Клинг, О. А. (2002). Борис Пастернак и символизм. Вопросы литературы, Март – Апрель, 25–59.
6. 6. Пастернак, Б. Л. (1989). Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Художественная литература.
7. 7. Мир насекомых в пространстве литературы, культуры и языка: коллективная монография (2020). Книгодел; МГПУ.
8. 8. Символика воды в русской словесности и мировой культуре: коллективная монография (2022). Книгодел; МГПУ.
9. 9. Лекманов, О. А. (2017). Ранний Борис Пастернак — подражая природе. Лекманов О. А. Ключи к «Серебряному веку»: из курса лекций для сайта Magisteria. Rosebud publishing, 128–135.
10. 10. Колышева, Е. Ю. (2021). Пространство «вечного дома» в истории текста романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Филологические науки, 1, 107–118.
11. 11. Barnes, Ch. (1977). Boris Pasternak, The Musican — Poet and Composer. Slavonica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University, Vol. I, 31–39.
12. 12. Девятова, Н. М. (2022). Образ мужчины и женщины в зеркале русских сравнений. Русская речь, 1, 7–18.
13. 13. Магомедова, Д. М. (1997). Автобиографический миф в творчестве А. Блока. Мартин.
14. 14. Гаспаров, М. Л. (2000). Метр и смысл: Об одном механизме культурной памяти. РГГУ.
15. 15. Начало пути. Письма Бориса Пастернака к родителям (1907–1920). (1998). Знамя, 5, 150–158.
16. 16. Казмирчук, О. Ю. (2022). Творчество Ю. Д. Левитанского и поэтика Б. Л. Пастернака: вопросы влияния (на материале книги стихов «День такой-то»). Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 1(45), 26–37.
Скачать файл .pdf 331.39 кб