Главная Выпуски 2021, №2 (42)

Модель интерактивной онлайн-лекции в системе вузовского образования: методологическое обоснование

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 378.147.31:37.018.4 DOI: 10.25688/2076-913X.2021.42.2.10

Авторы

  • Калашников Сергей Борисович К.ф.н., Доцент
  • Матвеева Ирина Ивановна К.ф.н., Доцент
  • Гаврилина Ольга Вадимовна К.ф.н., Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ИГН МГПУ. E-mail: gavrilinaolga@list.ru
  • Симкина Виктория Сергеевна Ассистент кафедры русской литературы ИГН МГПУ. E-mail: Viktoria_Simkina@mail.ru

Аннотация

В статье предлагается модель современной интерактивной онлайн-лекции, которая интегрирует методологические основы трех взаимодополняющих друг друга образова- тельных моделей: интерактивной, дистанционной и онлайн-обучения. На основе публи- каций, посвященных вопросам модернизации современного образования за последние 30 лет, авторы вычленили теоретико-методологические основы современного вузовского занятия, которое должно сочетать серьезную теоретическую информацию и активные формы самостоятельной работы студентов на новейших образовательных платформах. Специфика и новизна подхода состоит в том, что традиционные и интерактивные ме- тоды преподавания выносятся в интернет-пространство, что требует новых подходов к подаче материала и отслеживания качества достигнутых результатов. Ключевые слова: образование ХХI века; дистанционное обучение; информа- ционные технологии; виртуальные образовательные платформы; цифровые техноло- гии; структура вузовского занятия; творческое мышление.

Как ссылаться

Калашников, С. Б., Матвеева, И. И., Гаврилина, О. В. & Симкина, В. С. (2021). Модель интерактивной онлайн-лекции в системе вузовского образования: методологическое обоснование MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2021, №2 (42), 96-109. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2021.42.2.10
Список литературы
1. Активные и интерактивные методы обучения: учеб. пособие / под ред. В. И. Гребенюкова. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 155 с.
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
3. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 120 с.
4. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. No 10. С. 106–111.
5. Боброва И. И., Трофимов Е. Г. Дистанционное образование с применением современных информационных технологий // Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве. Екатеринбург: УФУ им. Б. Н. Ельцина, 2016. С. 164–168.
6. Боброва И. И., Трофимов Е. Г. Практический курс. Информационные технологии в образовании. 2-е изд. М.: Флинта, 2014. 202 с.
7. Головко С. Б. Система дистанционного обучения: метод. рекомендации. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2006. 78 с.
8. Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (21 апреля 2020 г.). СПб.: СПбГУП, 2020. 172 с.
9. Ефимова И. Ю., Веремеенко О. О. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 27. No 4. С. 53–56.
10. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: программа специализированного учебного курса / Г. М. Троян. М.: Обучение-Сервис, 2006. 16 с.
11. Коханова В. А., Канунникова И. А. Проектирование моделей сценариев уроков литературы в информационной среде «Московская электронная школа» // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2019. No 3 (35). С. 92–99.
12. Морзе Н. В., Глазунова Е. Г. Способы интеграции цифрового контента в электронном учебном курсе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2014. Vol. 17. No 1. С. 537–545. URL: http://ifets.ieee.org/russian/ periodical/V_171_2014EE.html (дата обращения: 05.03.2021).
13. Педагогам о дистанционном обучении / под ред. Т. В. Лазыкиной. СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. 98 с.
14. Применение технологий виртуальной реальности для обучения и исследований. URL: http://www.ve-group.ru/use30.html (дата обращения: 05.03.2021).
15. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011. No 3. Т. 3. С. 133–138.
16. Титова С. В., Авраменко A. П. Компетенции преподавателя в среде мобильного обучения // Высшее образование в России. 2014. No 6. С. 162–180.
17. Титова С. В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образование в России. 2015. No 2. С. 126–135.
18. Троян Г. М. Концепция дистанционного образования, его эволюция и роль информационных и коммуникационных технологий / ИИТО ЮНЕСКО. М.: МЭСИ, 2001. 70 с.