Главная Выпуски 3 (59)

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕДИАРИТОРИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ СМИ)

Русистика. Германистика. Романистика , УДК: 811.133.1’38 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-359-76-91

Авторы

  • Логинова Полина Гарриевна доктор филологических наук

Аннотация

В современную эпоху становления социально-гуманитарного знания политический дискурс реализуется посредством массмедиа, при этом его содержание остается политическим, а способы выражения являются медийными, чем обусловливается стремительное развитие политической медиариторики как системы вербального и поликодового воздействия на реципиентов. Франция как государство с многопартийной политической системой, являясь страной развитой демократии с республиканско-президентской формой правления, имеет богатый опыт политической медиариторики, которая подвержена различным изменениям и еще недостаточно изучена в отечественной лингвистике, что свидетельствует об актуальности настоящей работы. Цель статьи — репрезентация когнитивной, эстетической и коммуникативно-персуазивной функций метафорических словоупотреблений во французском политическом медиапространстве. В работе использован метод стилистического анализа, элементы дискурс-анализа, а также метод анализа контента. В качестве материала исследования послужили статьи из периодических изданий Le Figaro и Libération, отражающие правые и левые взгляды современного французского электората. В статье доказано, что специфика актуализации метафорического компонента в современных общественно-политических французских текстах представляет собой одну из задач политической медиариторики как полигуманитарной науки, в фокусе которой находится проблематика актуализации речевых медиапрактик политической медиакоммуникации. В работе подчеркивается, что становление политической медиариторики как отдельного направления медиариторических изысканий детерминируется неугасающим интересом к исследованию риторического аспекта политического дискурса в условиях современного общественно-политического контекста. Отмечается, что благодаря процессу метафоризации и в значительной степени реализации когнитивной функции метафоры в языке традиционных французских медиа осуществляется моделирование сознания французского электората. Практическая значимость работы определяется возможностью включения фрагментов проведенного лингвокогнитивного и риторико-стилистического анализа в практический курс перевода (французский язык).

Как ссылаться

Логинова, П. Г. (2025). МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕДИАРИТОРИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ СМИ) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 76. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-76-91
Список литературы
1. 1. Гулинов, Д. Ю. (2024). Дискурсивное измерение языковой политики. Романские тетради. Вып. 3: Романский мир: языки и культуры в пространстве и времени (с. 5–20). Сборник научных статей. (Л. Г. Викулова, отв. ред.). Языки Народов Мира.
2. 2. Викулова, Л. Г., Короленко, О. И., & Ткаченко, Ю. Г. (2024). Дискурс самопрезентации в академическом коммуникативном пространстве. Научный диалог, 13(10), 9–27.
3. 3. Викулова, Л. Г. (2024). Как продвигает классику французский книгоиздательский дискурс. Романские тетради. Вып. 3: Романский мир: языки и культуры в пространстве и времени (с. 33–44). Сборник научных статей. (Л. Г. Викулова, отв. ред.). Языки Народов Мира.
4. 4. Чудинов, А. П. (2008). Политическая лингвистика. Учебное пособие. 3-е изд., испр. Флинта: Наука.
5. 5. Деррида, Ж. (2000). О грамматологии. (Н. Автономова, пер.). Ad Marginem.
6. 6. Фуко, М. (1997). Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Les mots et les choses. Прогресс.
7. 7. Фуко, М. (1996). Археология знания. (Бр. Левченко, пер., ред.). Ника-Центр.
8. 8. Черкашина, Е. И. (2012). Современные тенденции профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка. Вестник ТГПУ, 5(120), 58–64.
9. 9. Slastnikova, Т. (2014). Pourquoi étudie-t-on les sms? Cahiers franco-russes de linguistique et de didactique. Романские тетради, 1, 63–68. Éditions multilingues fractions.
10. 10. Хазагеров, Г. Г. (2010). Убеждающая речь. Учебное пособие. Издательство Южного федерального университета.
11. 11. Аристотель. (2000). Риторика. (О. П. Цыбенко, пер.). (О. А. Сычев, И. В. Пешков, ред.). Поэтика. (В. Г. Аппельрот, пер.). (Ф. А. Петровский, ред.). (В. Н. Марков, сопр. статья). Лабиринт.
12. 12. Чудинов, А. П. (2004). Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры. Вопросы когнитивной лингвистики, 1(001). https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivno-diskursivnoe-issledovanie-politicheskoy-metafory
13. 13. Фуко, М. (2019). Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж».
14. 14. Лакофф, Дж., & Джонсон, М. (2004). Метафоры, которыми мы живем. (А. Н. Баранов, ред.). Едиториал УРСС.
15. 15. Федосеева, Д. А. Когнитивная теория метафоры и обзор имбодимент-подхода к познанию. Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. Сборник научных трудов. (М. В. Ильин, гл. ред.). Вып. 7: Трансдисциплинарные методы в обществознании. (М. В. Ильин ред.-сост.). (15.06.2025). https://inion.ru/ru/publishing/elektronnye-izdaniia/metod-moskovskii-ezhegodnik-trudoviz-obshchestvovedcheskikh-distsiplin/vypusk-7-transdistsiplinarnye-metody-vobshchestvoznanii/
16. 16. Lakoff, G., & Johnson, M. (1999). Philosophy in the flesh: The embodied mind and its challenge to western thought. Basic books.
17. 17. Лакан, Ж. (2002). Образования бессознательного. (Семинары: Книга V (1957/1958). Гнозис, Логос.
18. 18. Делез, Ж., (2010). Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Астрель.
19. 19. Рикёр, П. (1990). Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение. Теория метафоры. Прогресс.
20. 20. Баранов, А. Н. (2004). Метафорические грани феномена коррупции. Общественные науки и современность, (2), 70–79.
21. 21. Будаев, Э. В., & Чудинов, А. П. (2006). Метафора в политическом интердискурсе. Монография. Уральский государственный педагогический университет.
22. 22. Гак, В. Г., & Григорьев, Б. Б. (2019). Теория и практика перевода: Французский язык. Учебное пособие. 12-е изд., стер. Ленанд.
23. 23. Голоднов, А. В. (2011). Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе (на материале немецкого языка) [Диссертация … д-ра филол. наук: 10.02.04. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена]. РГБ.
24. 24. Автономова, Н. С. (2008). Познание и перевод. Опыты философии языка. Российская политическая энциклопедия.
25. 25. Тарева, Е. Г. (2017). Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку. (23.05.2025). https://cyberleninka.ru/article/n/sistemakulturosoobraznyh-podhodov-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku/viewer
26. 26. Timsit, J. (2024). Fabius menace l’État de droit: passe d’armes entre Marine Le Pen et le président du Conseil constitutionnel. Le Figaro. (24.04.2024). https://www.lefigaro.fr/politique/fabius-menace-l-etat-de-droit-passe-d-armes-entre-marine-le-pen-et-le-presidentdu-conseil-constitutionnel-20240423
27. 27. Un chef de l’État français ne devrait pas dire ça»: Macron sous le feu des critiques après ses propos sur la dissuasion nucléaire. (2024). Le Figaro. (28.04.2024). https://www.lefigaro.fr/politique/un-chef-de-l-etat-francais-ne-devrait-pas-dire-ca-macron-sous-le-feudes-critiques-apres-ses-propos-sur-la-dissuasion-nucleaire-20240428
28. 28. Gentilhomme, C. (2024). Européennes: Glucksmann dénonce «l’échec d’Emmanuel Macron» face au succès de Bardella. Le Figaro. (07.04.2024). https://www.lefigaro.fr/politique/europeennes-glucksmann-denonce-l-echec-d-emmanuel-macron-face-au-succesde-bardella-20240407
29. 29. Présidentielle américaine: Donald Trump lève 50 millions en un soir mais reste à la traîne de Biden. (2024). Libération et AFP. (07.04.2024). https://www.liberation.fr/international/amerique/presidentielle-americaine-donald-trump-leve-50-millions-de-dollarssoit-plus-que-joe-biden-20240407_54FDGDPVYNHAXEMYXPDBB7UQJY/