Авторы
- Лоскутникова Мария Борисовна кандидат филологических наук, доцент
- Хлебцова Анастасия Витальевна
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению принципов историософского осмысления военной действительности 1941–1944 годов в трилогии К. М. Симонова «Живые
и мертвые». Актуальность исследования состоит в необходимости полномасштабного возвращения в литературный процесс имени писателя как одного из наиболее ярких авторов ХХ века. Цель работы при изучении творческой систематики жанрового образования заключается в установлении документальной и психологической достоверности сюжетного времени, с конкретизацией семантики ретроспективного изображения событий и судеб в романе «Последнее лето». Методологическим основанием работы служит инструментарий телеологического анализа художественного целого, предполагающий, в частности, конкретику типологического освещения литературных фактов.
Показано, что сюжетно-композиционная организация трилогии детерминирована реальным ходом истории. Трехчастное единство романного цикла обеспечено сквозными характерами и мотивами, что позволяет автору воссоздать картины войны в модусах героики, трагического и ужасного. В диалектике и метафизике военных будней негативное случайное предстает как заведомо закономерное. Продуктивными приемами поэтики в каждом из романов являются разноплановая функциональная нагрузка героев и персонажей с аксиологически-оценочной коррекцией их миропонимания и линии поведения со стороны «всеведущего» повествователя, а также опора на событийный ряд, в компаративном аспекте которого значимы фабульно-хронологические начала, поддержанные мотивно-архитектоническими средствами. Доказано, что отличительными особенностями заключительного романа трилогии стали высокочастотная практика наложения оценочного субъектно-персонажного сознания на речь повествователя, а также устойчивое обращение автора к бинарной оппозиции «тогда – сейчас».
Как ссылаться
Лоскутникова, М. Б. & Хлебцова, А. В. (2025). ИСТОРИОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ В ТРИЛОГИИ К. М. СИМОНОВА «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 20. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-20-34
Список литературы
1.
1. Берман, Д. А., & Толочинская, Б. М. (1985). К. М. Симонов: библиографический указатель. Книга.
2.
2. Кравченко, Т. Ю. (1999). Константин и Валентина. Независимая газета. 11 сентября. https://www.ng.ru/style/1999-09-11/lyubov.html
3.
3. Герасимова, И. Ф. (2008). Человек и время: поэзия К. М. Симонова периода Великой Отечественной войны в контексте литературной эпохи [Диссертация ... канд. филол. наук: 10.01.01. Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. РГБ.
4.
4. Коржова, И. Н. (2023). Поэзия К. М. Симонова как художественная система [Диссертация … д-ра филол. наук: 5.9.1. Московский гос. ун-т им. В. М. Ломоносова]. РГБ.
5.
5. Асадова, У. М. (2019). Специфика историко-литературных портретов в публицистике К. Симонова. Наука и инновации — современные концепции (с. 60–64). Инфинити.
6.
6. Поль, Д. В. (2023). Тема плена в публицистике и прозе К. М. Симонова, М. А. Шолохова и И. Г. Эренбурга 1941–1942 гг. Первые Кулаковские чтения: На полях воинской славы России (с. 60–75). МАКС Пресс.
7.
7. Гареев, М. А. (2006). Константин Симонов как военный писатель: история Великой Отечественной войны в творчестве Симонова и ее современные толкования. ИНСАН.
8.
8. Лейдерман, Н. Л. (2010). Опыт несостоявшегося синтеза: (Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые»). Н. Л. Лейдерман. Теория жанра (с. 294–307). УрГПУ.
9.
9. Тынянов, Ю. Н. (1977). Ода как ораторский жанр. Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино (с. 227–252). Наука.
10.
10. Лоскутникова, М. Б. (2014). Отечественное литературоведение ХХ века: Вопросы теории и методологии. МГПУ.
11.
11. Бахтин, М. М. (2003). Проблемы поэтики Достоевского. М. М. Бахтин. Собрание сочинений: в 7 т. Русские словари. Т. 6, 6–300.
12.
12. Пушкин, А. С. (1936). Заметки о народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений: в 6 т. Academia. Т. V, 329–336.
13.
13. История второй мировой войны. 1939–1945 гг.: в 12 т. (1978). Воениздат. Т. 9.
14.
14. Чудакова, М. О. (2002). Военное стихотворение Симонова «Жди меня…» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени. Новое литературное обозрение, 6(58), 223–259. https://magazines.gorky.media/nlo/2002/6/voennoe-stihotvoreniesimonova-zhdi-menya-iyul-1941-g-v-literaturnom-proczesse-sovetskogo-vremeni.html
15.
15. Симонов, К. М. (1989а). Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине. Книга. https://royallib.com/book/simonov_konstantin/glazami_cheloveka_moego_pokoleniya_razmishleniya_o_i_v_staline.html
16.
16. Симонов, К. М. (1982). Разные дни войны: Дневник писателя. Т. 1: 1941 год. К. М. Симонов. Собрание сочинений: в 10 т. Художественная литература. Т. 8. https://prussia.online/books/raznie-dni-voyni-1
17.
17. Симонов, К. М. (1989б). Живые и мертвые. Трилогия: Часть I. К. М. Симонов. Живые и мертвые. Художественная литература.
18.
18. Симонов, К. М. (1989в). Живые и мертвые. Трилогия: Часть III. К. М. Симонов. Последнее лето. Художественная литература.
19.
19. Финк, Л. А. (1979). Константин Симонов: Творческий путь. Советский писатель.
20.
20. Бочаров, А. Г. (1978). Человек и война. Советский писатель.