Авторы
- Маркина Людмила Витальевна доктор филологических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению представлений о нормативной, гегемонной маскулинности (мужественности) в русских традиционных и современных паремиях — антипословицах. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью изучения вызванных экономическими, общественными, культурными переменами в стране изменений в социогендерных отношениях, в частности трансформационных процессов в практиках объективации маскулинности, эффект от воздействия которых оказывается травмирующим для российских мужчин. Цель работы — выявить и описать специфику представлений о маскулинности в традиционных и современных паремиях в их обусловленности социокультурным контекстом. Статья направлена на обнаружение изменений в базовых характеристиках гегемонной мужественности, детерминированных современными реалиями, и реакции на них в отечественном социуме. Материалами для анализа послужили традиционные и современные паремии, извлеченные из словарей пословиц и антипословиц, а также интернет-источников. Методы исследования: описательный и сравнительно-сопоставительный, метод культурологического анализа.
В статье проанализированы актуальные в восприятии россиян характеристики мужественности, репрезентированные в традиционных и современных паремиях.
Обосновано и конкретизировано содержание семантического наполнения представлений о маскулинности как о злободневном феномене, вызывающем бурные дискуссии в современном отечественном социуме. Доказана глубокая внедренность в общественное сознание таких ядерных признаков маскулинности, как властность (доминантность) и сопутствующая этому признаку агрессивность, право на насилие, противопоставленность женщине и всему женскому как ущербному, девиантному, что подтверждается приверженностью этим характеристикам в общественной практике и их неизменностью. Показано обусловленное современными реалиями изменение сущности позиций главы семьи и добытчика, кормильца, подвергшихся переосмыслению и размыванию с изменением исторических обстоятельств. Предъявленные в статье материалы и в качестве дополнения к ним анализ специализированных исследований по проблеме позволяют констатировать преобладающий на настоящий момент консерватизм во взглядах на традиционную маскулинность как мужской, так и женской отечественной аудитории, включая аудиторию молодежную, даже при условии большей подвижности представлений о конструкте мужественности
у молодых людей. Полученные результаты позволяют также увидеть этноспецифические гендерные нюансы проблемы взаимоотношений полов в российском социуме и в определенной степени могут помочь сориентироваться в поисках путей решения гендерного конфликта.
Как ссылаться
Маркина, Л. В. (2024). СЕМАНТИКА СТЕРЕОТИПНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАСКУЛИННОСТИ В РУССКИХ ПАРЕМИЯХ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 68. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.05
Список литературы
1.
1. Здравомыслова, Е. А., Тёмкина, А. А. (2018). Что такое «маскулинность»? Понятийные отмычки критических исследований мужчин и маскулинностей. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 48–73.
2.
2. Кирилина, А. В. (2021). Гендер и гендерная лингвистика на рубеже третьего тысячелетия. Вопросы психолингвистики, 3(49), 109–147.
3.
3. Даль, В. И. (2010). 1000 русских пословиц и поговорок. РИПОЛ классик.
4.
4. Мокиенко, В. М. (2013). Большой словарь русских поговорок. ОЛМА Медиа Групп.
5.
5. Иванов, Е. (2009). Антипословицы Рунета: типология и словарь. Право и экономика, Вып. 3.
6.
6. Вальтер, Х., & Мокиенко, В. М. (2005). Антипословицы русского народа. Нева.
7.
7. Мокиенко, В. М. (2010). Современная паремиология (лингвистические аспекты). Мир русского слова, 3, 6–20.
8.
8. Русский язык. Энциклопедия. (1997). Ю. Н Караулов (Ред.). Большая Российская энциклопедия: Дрофа.
9.
9. Mieder, W. (1982). Antisprichworter. Vol. 1. Verlag fur deutscher Sprache.
10.
10. Connel, R. W. (2005). Masculinities. 2nd (ed. Berkeley). University of California Press.
11.
11. Kucklick, Chr. (2008). Das unmoralische Geschlecht — Zur Geburt der Negativen Andrologie. In Suhrkamp. In Männern fixiert die Moderne ihre Ressentiments gegen sich selbst (S. 13).
12.
12. Кон, И. (2008). Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья. Социология: теория, методы, маркетинг, 4, 5–16.
13.
13. Бем, С. (2004). Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
14.
14. Тулузакова, М. В. (2011). Патриархальность и маскулинность как принцип организации гендерных отношений в российском обществе. Вестник Саратовского государственного технического университета, 4(59), 233–238.
15.
15. Маркина, Л. В. (2020). Гендерные стереотипы маскулинности в диалектной коммуникации (на материале бранных номинаций мужчин). Неофилология, 6, 21, 5–14.
16.
16. Маркина, Л. В. (2018). Жаргонные бранные номинации и характеристики женщин в современной молодежной коммуникации: гендерные стереотипы. Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве (с. 197–204). Материалы Международной научно-практической конференции, Саратов – Москва, 24–26 октября 2018 г. Перо, Амирит.
17.
17. Васильева, К. Н. (2022). Паремии-трансформы в интернет-коммуникации: структура, семантика, тематические группы [Диссертация … канд. филол. наук: 10.02.01. Москва].
18.
18. Берберова, К. К. (2017). Социально-групповые особенности конструктов маскулинности в молодежной среде. Гуманитарий Юга России, 6, 4, 71–78.
19.
19. Сухарева, Н. Ф., & Самосадова, Е. В. (2018). Гендерные трансформации брачно-семейных отношений в представлениях молодежи провинции. Мир университетской науки: культура, образование, 9, 97–106.
20.
20. Чернышева, А. В., & Спирюгова, А. Г. (2021). Маскулинность и феминность в современном обществе: тенденции трансформации. Гуманитарный вестник, 6, 1–19.