Главная Выпуски 3 (59)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ И МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕСТНИЧЕСТВА Д. Л. АНДРЕЕВА

Литературоведение , УДК: 821.161.1Лермонтов.08 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-359-48-59

Авторы

  • Яковлев Михаил Владимирович доктор филологических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена исследованию отдельных стихотворений М. Ю. Лермонтова в системе мифопоэтической концепции вестничества, сформированной в трактате Д. Л. Андреева «Роза Мира» (1958). В таком контексте классические тексты Лермонтова рассматриваются как образцы визионерской лирики. На основе герменевтического метода устанавливается эстетическая роль и идейно-художественная актуальность мифопоэтических элементов образного мира Лермонтова. Обнаруживается гностическая природа понимания лирического Я, мистическая перспектива любовной поэзии, русского пейзажа, социальных мотивов. С помощью мифопоэтической интерпретации лермонтовских стихотворений «Ночь. I» (1830), «Предсказание» (1830), «Ангел» (1831), «Мой демон» (1831), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), «Из-под таинственной холодной полумаски…» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841), «Пророк» (1841), «Родина» (1841) и др. раскрываются отдельные смысловые пласты образности, связывающей поэзию Лермонтова с русским мифопоэтическим художественным пространством, приобретающим роль пророческого гипертекста. Делается вывод о том, что в ряде стихотворений М. Ю. Лермонтова присутствуют образы и идеи, повлиявшие на формирование теории и практики русского символизма и постсимволизма в качестве образцов мифопоэтического мышления. Результаты исследования расширяют и дополняют представления о мифопоэтических параллелях и традициях в целостном художественном пространстве русской лирики, историко-литературном контексте и возможностях интерпретации классических стихотворений М. Ю. Лермонтова в системе дискуссионности и герменевтического феномена приращения смыслов.

Как ссылаться

Яковлев, М. В. (2025). М. Ю. ЛЕРМОНТОВ И МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕСТНИЧЕСТВА Д. Л. АНДРЕЕВА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 48. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-48-59
Список литературы
1. 1. Яковлев, М. В. (2024а). Лермонтов и мифопоэтика русского символизма. Отечественная филология, (5), 122–131.
2. 2. Андреев, Д. Л. (2009). Роза Мира. Эксмо.
3. 3. Библия. (1990). Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. С параллельными местами. Издание Московской Патриархии.
4. 4. Пушкин, А. С. (1974). Собрание сочинений: в 10 т. Художественная литература.
5. 5. Андреев, Д. Л. (1993). Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Русские боги: Поэтический ансамбль. Московский рабочий; Фирма Алеся.
6. 6. Поташова, К. А. (2014). Феномен Рафаэля в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: к проблеме родного и вселенского. Современные проблемы науки и образования, (4). https://science-education.ru/ru/article/view?id=14154
7. 7. Яковлев, М. В. (2024б). Генезис и трансформация образа Мадонны в поэзии А. С. Пушкина. Отечественная филология, 2(3), 96–105.
8. 8. Тютчев, Ф. И. (1980). Сочинения: в 2 т. Правда.
9. 9. Православный Молитвослов и Псалтирь. (1995). Издание Свято-Данилова монастыря.
10. 10. Акафистник: в 2 ч. Ч. 1. (1992). Издание Московской Патриархии.
11. 11. Лермонтов, М. Ю. (1961). Собрание сочинений: в 4 т. Издательство Академии наук СССР.
12. 12. Соловьев, В. (1994). Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. Художественная литература.
13. 13. Киселева, И. А., & Поташова, К. А. (2024). Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К портрету» (1840): поэтика текста и образа. Проблемы исторической поэтики, 22(2), 25–49. https://doi.org/10.15393/j9.art.2024.13463
Скачать файл .pdf 370.06 кб