Главная Выпуски 3 (59)

ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Литературоведение , УДК: 821.111.05-2 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-359-35-47

Авторы

  • Старостина Юлия Сергеевна доктор филологических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме лингвоаксиологического маркирования профессионального педагогического сообщества в сфере стилизованного межличностного общения. Цель исследования — выявление механизмов конструирования лингвоаксиологического портрета профессиональной группы, а именно школьных педагогов, в англоязычном драматургическом дискурсе. В качестве исследовательского инструмента была избрана дискурсивно-аксиологическая интерпретация, подразумевающая совокупное использование методов ценностно-оценочного анализа и дискурс-анализа с привлечением метода стилистического анализа коммуникативных фрагментов. По результатам исследования десяти произведений англоязычной драматургии XXI века, в которых находит отражение образ школьного учителя, представлено новое понятие «лингвоаксиологический портрет педагога как представителя профессионального сообщества», намечены принципы его дискурсивной манифестации, картографированы структурные и содержательные компоненты. Определены ключевые характеристики ценностно-оценочной парадигмы педагога, формирующие лингвоаксиологический портрет. Выявлено, что лингвоаксиологический портрет педагога представляет собой многомерный комплексный конструкт, отражающий личностную речевую специфику при выражении позитивных и негативных оценочных отношений, профессионально обусловленные ценностные доминанты, а также актуальную оценку педагога в современном лингвокультурном сообществе. Доказано, что в исследованном фрагменте драматургического дискурса наиболее ярко аспекты профессиональной лингвоаксиосферы проявляются при речевом взаимодействии педагога как с учениками, так и с родственниками учеников. Зафиксировано, что оценочные высказывания персонажей-педагогов системно транслируют следующие ценностные доминанты: мотивирование учеников, поддержку их стремлений и достижений, уверенность в их силах и способностях. Социальное мнение о педагогах имеет позитивную направленность и формируется в основном родительской общественностью, что также находит вербальное маркирование в пределах драматургического дискурсивного пространства.

Как ссылаться

Старостина, Ю. С. (2025). ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 35. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-35-47
Список литературы
1. 1. Глушак, В. М., Мюллер, Ю. Э., & Ковач, М. (2021). Вербализация интенций порицания и похвалы в немецкоязычном педагогическом дискурсе. Дискурс профессиональной коммуникации, 3(3), 52–64. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2021-3-3-52-64
2. 2. Андриянова, М. В. (2023). Вербальная и невербальная инвектива в педагогическом дискурсе. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире, (1), 97–100. https://doi.org/10.18137/RNU.V925X.23.01.P.097
3. 3. Никитина, Л. Б. (2023). Речевая культура в контексте педагогического образования. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2(39), 110–116. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-39-110-116
4. 4. Deng, W., Zhu, M., Ma, M., & Tian, Y. (2024). Analysis of speech prosody characteristics of teachers. Lecture Notes in Education Psychology and Public Media, 34, 197–203. https://doi.org/10.54254/2753-7048/34/20231974
5. 5. Коренев, А. А. (2022). Коммуникативные виды деятельности как часть профессионально-коммуникативной компетенции языкового педагога. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2), 152–163.
6. 6. Катермина, В. В., & Чернова, И. В. (2023). Когнитивно-прагматические особенности коммуникативной толерантности в педагогическом дискурсе. Когнитивные исследования языка, 3-2(54), 450–454.
7. 7. Зайцева, А. В. (2025). Языковые стратегии в педагогическом дискурсе: от авторитарности к сотрудничеству. Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия: Филологические науки, 1(123), 34–39.
8. 8. Чернова, В. А. (2022). Школьный дискурс как источник знаний о социально-культурных и образовательных традициях. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, 3(89), 111–120. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.85.20.010
9. 9. Карасик, В. И. (2023). Лингвокультурные характеристики педагогического дискурса. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2(50), 118–129. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.10
10. 10. Рягузова, Е. В., & Черняева, Т. И. (2023). Смысловые коды современной профессии «Учитель»: инварианты и инновации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 23(2), 203–210. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-203-210
11. 11. Рыбалко, С. А. (2023). Учебно-педагогический дискурс в проекции исследований когнитивной лингвистики: подходы к анализу. Мир науки. Социология, филология, культурология, 14(3).
12. 12. Нерсесян, Г. Р. (2024). Научно-популярный педагогический дискурс как инструмент формирования профессиональной идентичности преподавателя иностранных языков (на материале английского языка). Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики, 17-1, 36–43.
13. 13. Качалова, Л. Е. (2023). Модели поведения адресанта речи через призму ситуаций педагогического дискурса художественного текста. В Т. Д. Богачанова, Л. Г. Викулова, Г. Р. Власян (Ред.). Язык и коммуникация в контексте культуры (с. 110–116). Материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12 апреля 2023 г. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ».
14. 14. Федотова, М. Г., Афанасьева, О. Ю., & Никитина, Е. Ю. (2023). Формирование целостной картины мира будущего учителя иностранного языка. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 1(173), 199–213. https://doi.org/10.25588/CSPU.2023.173.1.009
15. 15. Vikulova, L. G., Kozlova, A. G., Borovskaya, E. R., & Semyannikov, S. N. (2022). Preparation of teachers for spiritual and moral education. ARPHA Proceedings: IFTE 2021 – VII International Forum on Teacher Education, Kazan, May 26–28, 2021, 5, 1787–1800. https://doi.org/10.3897/ap.5.e1787
16. 16. Буланкина, Н. Е., & Соболев, А. Г. (2023). Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Московский педагогический журнал, (4), 16–29. https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-16-29
17. 17. Богачанова, Т. Д., Викулова, Л. Г., Власян, Г. Р., и др. (2019). Диалогическая лингвистика. Алтайский государственный педагогический университет.
18. 18. Миронова, Ю. В., & Сокольская, Т. И. (2021). Художественный дискурс как когнитивный диалог о «языке – доме духа». Дискурс профессиональной коммуникации, 3(2), 33–42. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2021-3-2-33-42
19. 19. Бабаян, В. Н., & Купцов, А. Е. (2023). Лингвопрагматические особенности высказываний-реплик англоязычного диалогического художественного дискурса. Верхневолжский филологический вестник, 2(33), 142–151. https://doi.org/10.20323/2499_9679_2023_2_33_142
20. 20. Toktorova, D. K., & Orozbaeva, V. E. (2021). Functions of various types of dialogue in artistic work. Bulletin of Osh State University, 4(4), 225–231. https://doi.org/10.52754/16947452_2021_4_4_225
21. 21. Kiose, M. I., Leonteva, A. V., Agafonova, O. V., & Petrov, A. A. (2023). Multimodal communicative moves in expositive dialogue: Common and novel topic elaboration. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(4), 1013–1035. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1013-1035
22. 22. Шкуран, О. В. (2020). Лингвоаксиологический портрет современного Луганска (по данным ассоциативного эксперимента). Вопросы этнополитики, 2, 131–151. https://doi.org/10.28995/2658-7041-2020-2-131-151
23. 23. Пром, Н. А. (2024). Лингвоаксиологические характеристики образа города: послевоенная Москва в публицистическом тексте. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3(55), 134–149.
24. 24. Fegan, K. (2017). The Ruck. http://www.kevinfegan.co.uk/wp-content/uploads/2020/04/THE-RUCK-by-Kevin-Fegan-final-draft-for-book-converted.pdf
25. 25. Weatherer, D. (2021). Parents. https://offthewallplays.com/wp-content/uploads/2021/02/Parents-half-script.pdf
26. 26. 105 five-minute plays for study and performance. (2017). Capecci, J., & Ziegler, I. (Eds.). Smith and Kraas Publishers. https://www.coursehero.com/file/83590074/105-Five-Minute-Plays-For-Study-and-Performancepdf/
27. 27. Айбазова, А. М. (2023). Лингвоаксиологический анализ как исследование культурных доминант в кинодискурсе. Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики, 16, 19–26.
28. 28. Погодаева, С. А. (2020). Ценностная доминанта во французском туристическом дискурсе. Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования, 2, 29–34.
29. 29. Boyd, R. L., Wilson, S. R., & Pennebaker, J. W. (2015). Values in Words: Using Language to Evaluate and Understand Personal Values. Proceedings of the Ninth International AAAI Conference on Web and Social Media, 31–40.