Авторы
- Бокова Татьяна Николаевна доктор филологических наук, доцент
- Милованова Людмила Анатольевна доктор педагогических наук, профессор
Аннотация
Статья посвящена комплексному исследованию компаративного подхода в лингводидактике, нацеленного на научный анализ сходств и различий между
лингводидактическими процессами и системами в целях установления закономерностей и специфики их развития в разных странах. Особое внимание уделено функциям компаративного подхода в лингводидактике, а также методам компаративных исследований, таким как вертикальный/исторический и горизонтальный/актуальный. Авторы дают обобщенную характеристику компаративному подходу в лингводидактических исследованиях, что позволяет глубже понять изучаемые явления через их сопоставление, требует четкой методологии и учета социального контекста. Обосновывается мысль о том, что компаративный подход делает процесс иноязычного обучения более осознанным, эффективным и адресным, минимизируя влияние негативных и усиливая понимание положительных тенденций развития национальных систем иноязычного образования.
Как ссылаться
Бокова, Т. Н. & Милованова, Л. А. (2025). КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 154. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-154-165
Список литературы
1.
1. Тарева, Е. Г., Тарев, Б. В., & Савкина, Е. А. (2022). Полиподходность и междисциплинарность — perpetum mobile развития лингводидактики. Язык и культура, (57), 274–291. https://doi.org/10.17223/19996195/57/14
2.
2. Цыбанева, В. А., Серединцева, А. С., Бокова, Т. Н., & Милованова, Л. А. (2023). Подходы в обучении иностранному языку. Учебное пособие. Сфера.
3.
3. Swanson, G. E. (1971). Frameworks for comparative research: Structural anthropology and the theory of action. In I. Vallier (Ed.). Comparative methods in Sociology: Essays on trends and applications (p. 141–202). University of California Press.
4.
4. Щерба, Л. В. (1974). Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. (И. В. Рахманов, ред.). 2-е изд. Высшая школа.
5.
5. Миролюбов, А. А. (2002). История отечественной методики обучения иностранным языкам. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Ступени: ИНФРА-М.
6.
6. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. (1967). А. А. Миролюбов (Ред.). Просвещение.
7.
7. Бокова, Т. Н., & Цыбанева, В. А. (2024). Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы. Образование и саморазвитие, 19(1), 81–91.
8.
8. Колесникова, И. Л., & Долгина, О. А. (2001). Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Справочник для преподавателей иностранных языков и студентов педагогических вузов. Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press.
9.
9. Каримова, Л. А. (2009). Содержание и технологии обучения иностранным языкам в условиях модернизации высшей профессиональной школы (на примере неязыковых вузов стран-участниц Болонского процесса) [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.01. Институт педагогики и психологии РАО]. РГБ.
10.
10. Чертовских, О. О. (2003). Межкультурная коммуникация как методологическая основа построения учебного процесса в университетах Великобритании и Российской Федерации [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.01. Московская государственная технологическая академия]. РГБ.
11.
11. Кукуева, Н. Н. (2006). Тестирование в образовательных контекстах России и Великобритании конца XX – начала XXI века: сравнительно-педагогическое исследование [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.01. Ростовский государственный педагогический университет]. РГБ.
12.
12. Коренев, А. А. (2012). Стандартизированный контроль по иностранному языку в России, Японии и Великобритании (на материале ЕГЭ, Центрального экзамена и экзаменов GCE A Levels) [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.02. МГУ им. М. В. Ломоносова]. РГБ.
13.
13. Сайфуллаев, Х. Г. (2014). Формирование лингвосоциокультурной компетенции студентов педвузов в условиях поликультурного образования. Вестник педагогического университета, 1-1(56), 150–155.
14.
14. Депонян, К. А. (2015). Национально ориентированный подход к обучению русскому языку как иностранному за рубежом (на примере корейских университетов). Теория и практика общественного развития, (4), 140–142.
15.
15. Иванова, С. В., & Елкина, И. М. (2020). Применение метода компаративного анализа в философии образования. Отечественная и зарубежная педагогика, 1, 4(69), 25–35.