Авторы
- Катермина Вероника Викторовна доктор филологических наук, профессор
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена непрерывным расширением корпуса англоязычной неологической лексики, постоянным интересом ученых к данной, наиболее востребованной части неологического дискурса, необходимостью научной интерпретации отображения коллективного опыта в анализируемом пласте
лексики. Английские неологические единицы с темпоральной семантикой формируют информационную картину мира, отражая национально-культурные особенности мировосприятия и систему ценностных отношений. Цель статьи — описать употребление неологических единиц в англоязычном дискурсе с точки зрения категории времени. Научная новизна работы заключается в том, что впервые в рамках англоязычного неологического дискурса проводится исследование новых слов с темпоральной семантикой, в результате чего выделяются пять тематических групп (типы воздержания; праздники, дни недели, названия месяцев; экономика и экология; номинация поколений; возраст человека). Материалом исследования послужили английские неологизмы со значением времени и с компонентами, обозначающими время, полученные методом сплошной выборки из электронных лексикографических источников. Анализ данных
неологизмов позволил подробно рассмотреть их семантику и выявить оценочный потенциал. В статье отмечается, что неологические единицы отражают особенности ментальности английского народа, выраженные посредством компонента с темпоральной семантикой. Время играет исключительную роль среди когнитивных структур и процессов, участвующих в восприятии реального мира. С его помощью реальный мир трансформируется в «проецируемый
мир», который и является доступным человеческому сознанию. В работе применялись такие методы научного познания, как анализ литературы, обобщение опыта, классификация и дедукция. Образование и существование данных неологических единиц в англоязычном дискурсе говорит об их значимости при отражении национально-культурных особенностей мировосприятия и системы ценностных отношений.
Как ссылаться
Катермина, В. В. (2025). КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ НЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 60. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-60-75
Список литературы
1.
1. Grushina, Natalia. (2020). Concept of time in language and text (contextual time markers). JĘZYKOZNAWSTWO, 1(14), 143–149. https://doi.org/10.25312/2391-5137.14/2020_09ng
2.
2. Болдырев, Н. Н. (2018). Антропоцентризм пространства и времени как форм языкового сознания. Когнитивные исследования языка, вып. ХХХII, 26–35.
3.
3. Бондаренко, Е. В. (2009). Категория «время» как параметр изучения языковой системы. Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность, (2), 34–38.
4.
4. Бронник, Л. В. (2020). Категория пространства в языке и науке о языке. Гуманитарные и социальные науки, (5), 2–13.
5.
5. Гак, В. Г. (1997). Пространство времени. Логический анализ языка. Язык и время (с. 122–130). Индрик.
6.
6. Гуревич, А. Я. (1969). Время как проблема истории культуры. Вопросы философии, (3), 105–116.
7.
7. Михеева, Л. Н. (2006). Время как лингвокультурологическая категория. Флинта: Наука.
8.
8. Арутюнова, Н. Д. (1997). Время: модели и метафоры. Логический анализ языка. Язык и время (с. 51–61). Индрик.
9.
9. Кудрявцева, И. П. (2017). Выражение субъективного восприятия времени фразеологическими единицами современного английского языка (на материале художественной литературы). Вестник ТГПУ, 10(187), 96–102.
10.
10. Токарев, Г. В. (2024). О лингвокультурологической интерпретации проблемы идентичности. Тульский научный вестник. Серия: История. Языкознание, вып. 2(18), 69–75. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-69-75
11.
11. Berger, Peter L., & Luckmann, Thomas. (1967). The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge. Doubleday & Company, Inc.
12.
12. Lemos, Ramon M. (1995). The Nature of Value: Axiological Investigations. University Press of Florida.
13.
13. Smith, Sarah. (2017). Heidegger’s Notion of Being: A Phenomenological Perspective. Journal of Existential Philosophy, 15(2), 35–52.
14.
14. Абросимова, Л. С. (2011). Неологизмы как фактор изменения языковой картины мира. Вопросы когнитивной лингвистики, 1(26), 106–110.
15.
15. Зенина, И. Н. (2019). Когнитивные и прагматические факторы образования новых слов в английском языке. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12(3), 23–27.
16.
16. Катермина, В. В., & Липириди, С. Х. (2021). Прагматико-аксиологический потенциал сетевых английских неологизмов туристического дискурса. Кубанский государственный университет.
17.
17. Кондрашева, Е. В. (2019). Новая лексика языка интернета: способы образования, причины появления. Эпоха науки, (18), 134–139.
18.
18. Криворучко, И. С. (2022). Неологическая метафора как изобразительное средство современной деловой коммуникации. Вестник Костромского государственного университета, 28(2), 224–227. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-224-227
19.
19. Самойлова, А. В. (2023). Англоязычные политические неологизмы: от семантики к прагматике использования. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 21(1), 145–159.
20.
20. Мелерович, А. М., Мокиенко, В. М., & Якимов, А. Е. (2024). Фразеология, репрезентирующая космический хронотоп в пространстве русской поэтической картины мира (с использованием материалов словаря «Фразеологизмы в русской поэзии XIX–XXI вв.»). Вестник Костромского государственного университета, 30(3), 114–132. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-114-132