Авторы
- Матюшина Наталия Владимировна кандидат филологических наук, доцент
- Прибылова Наталья Геннадьевна кандидат педагогических, доцент
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования у российских студентов, изучающих иностранные языки на продвинутом уровне, лингвокультурной
компетентности через изучение базовых грамматических категорий в английском языке. Авторами анализируются эксплицитные и имплицитные способы выражения отрицания в английском языке. Утверждается роль умений вариативно использовать отрицательные конструкции в успешной межкультурной коммуникации и профессиональной подготовке будущих филологов. В работе представлена технология комплексного формирования и развития лингвокультурной компетентности студентов филологического направления, предполагающая в теоретическом и практическом воплощении анализ языковых единиц с негативной семантикой, их прагматических функций и культурно обусловленных коннотаций. Особое внимание уделяется интеграции лингвистических и культурологических знаний в процессе обучения, что способствует более глубокому пониманию специфики английского языка и формированию интракультурной и межкультурной компетентностей у бакалавров. Результаты исследования демонстрируют эффективность предложенной концепции в образовательной практике и ее значение для профессионального становления студентов филологического направления.
Как ссылаться
Матюшина, Н. В. & Прибылова, Н. Г. (2025). ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАТЕГОРИИ ОТРИЦАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 166. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-166-185
Список литературы
1.
1. Тарева, Е. Г. (2022). Языковое образование: векторы трансформации. Иностранные языки в школе, (10), 5–10.
2.
2. Орехова, Е. Я., Тарева, Е. Г., Михайлова, С. В., Абдулмянова, И. Р., Беклемешева, Н. Н., Бирюкова, Е. В., Боговская, И. В., Борисова, Е. Г., Водяницкая, А. А., Воронина, Л. А., Головчанская, И. И., Гулиянц, А. Б., Гулиянц, С. Б., Дудушкина, С. В., Казанцева, А. А., Карданова, К. С., Колесникова, А. А., Летун, С. А., Сороковых, Г. В., & Старицына, С. Г. Terra autonomia: предопределяя будущее иноязычного образования в автономном вузе. (2022). Языки Народов Мира.
3.
3. Сурыгин, А. И. (2015). Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. Златоуст.
4.
4. Хуторской, А. В. (2017). Методологические основания применения компетентностного подход[а] к проектированию образования. Высшее образование в России, (12), 85–91.
5.
5. Городецкая, Л. А. (2009). Лингвокультурная компетентность и лингвокультурные коммуникативные компетенции: разграничение понятий. Вопросы культурологии, (1), 48–51.
6.
6. Подгорбунских, А. А. (2011). Содержание понятия «лингвокультурная компетентность студентов вуза». Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 38(255), 100–103.
7.
7. Антонова, Л. Г., Бирюкова, Е. В., Борисова, Е. Г., Викулова, Л. Г., Зоидзе, Э. А., Колесников, А. А., Макарова, И. В., Мухортова, И. И., Прохорова, С. Н., Самородин, Г. В., & Ухова, Л. В. (2023). Основы маркетинговой лингвистики. Учебник. Языки Народов Мира.
8.
8. Викулова, Л. Г., Ермоленко, Г. А., Жукоцкая, А. В., Змазнева, О. А., Кожевников, С. Б., Михайлова, С. В., Рянская, Э. М., Тарева, Е. Г., Тройникова, Е. В., Смирнова, А. И., & Черненькая, С. В. (2023). Язык, культура, социум: essentia et existentia. Книгодел.
9.
9. Шкатова, Л. А. (2009). Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов. Проблемы истории, филологии, культуры, 2(24), 738–741.
10.
10. Алмазова, Н. И. (2003). Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 3(6), 194–204.
11.
11. Мотов, С. В. (2018а). Формирование лингвокультурной компетентности специалиста-филолога на примере категории отрицания в английском языке. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста (с. 85–88). Материалы ХIV Международной
научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 25 июня – 01 июля 2018 года. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.
12.
12. Мотов, С. В. (2018б). Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: лексический аспект. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(177), 7–15. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-7-15
13.
13. Логический анализ языка. Ассерция и негация. (2009). (Н. Д. Арутюнова, отв. ред.). Индрик.
14.
14. Григорьева, С. Б. (2010). Категория утверждения в простом предложении современного русского языка. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, (3), 141–144.
15.
15. Половинина, С. Г. (2009). Средства отрицания в рекламных текстах. Гуманитарные исследования, 2(30), 88–95.
16.
16. Лузина, Л. Г. (2002). Исследования отрицания в языке: особенности проявления в частях речи. (Обзор). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание, (4), 128–143.
17.
17. Милосердова, Е. В., & Милосердова, О. С. (2009). Прагматические особенности функционирования косвенного и имплицитного отрицания в немецком диалогическом дискурсе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 7(75), 268–272.
18.
18. Палажченко, П. Р. (2013а). Отрицание английское и русское. Заметки переводчика. Мосты. Журнал переводчиков, 3(39), 30–41.
19.
19. Радченко, И. И. (2012). Способы выражения скрытого отрицания в языке газетных текстов. Гуманитарные и социально-экономические науки, 6(67), 66–69.
20.
20. Палажченко, П. Р. (2013б). Отрицание английское и русское (Заметки переводчика) (Окончание). Мосты. Журнал переводчиков, 4(40), 30–39.
21.
21. Кузнецова, А. А. (2016). Утверждение и отрицание в их категориальных взаимосвязях. Преподаватель XXI век, (1-2), 357–366.
22.
22. Виссон, Л. (2020). Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур. Р-Валент.
23.
23. Тарева, Е. Г. (2017). Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку. Язык и культура, (40), 302–320.
24.
24. Щерба, Л. В. (2022). Избранные работы по русскому языку. Юрайт. (Антология мысли).
25.
25. Верещагин, Е. М., & Костомаров, В. Г. (2005). Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. Индрик.
26.
26. Уайльд, О. (2023). The Picture of Dorian Gray. АСТ.
27.
27. Лавкрафт, Г. Ф. (2023). Хребты безумия. Книга для чтения на английском языке. КАРО.