Главная Выпуски 2 (58)

СТИЛЬ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ: ЧЕРТЫ НЕОРОМАНТИЗМА

Литературоведение , УДК: 821.161.1-1Хлебников.08 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-258-21-34

Авторы

  • Васильев Сергей Анатольевич Доктор филологических наук, профессор
  • Кузовлева Ольга Олеговна

Аннотация

В статье рассмотрены черты неоромантизма в индивидуальном стиле Велимира Хлебникова (1885–1922), сформировавшегося как писатель и как мыслитель в неоромантическую в своей основе культурную эпоху Серебряного века. К интерпретации значения термина «неоромантизм» существуют различные подходы (Л. П. Щенникова, Е. Ю. Кармалова, З. Г. Минц). Как неоромантические явления в некоторых случаях осмысляются предсимволизм, символизм и постсимволизм. Мы придерживаемся интегративного подхода, данного в работах И. Г. Минераловой, постулировавшей наличие единого культурного стиля эпохи Cеребряного века как определяющего фактора творчества. В этой связи неоромантизм в его многообразных составляющих, включая и различные этапы его формирования и развития, — одна из определяющих черт этого культурного стиля, имеющего своей доминантой стремление к художественному синтезу, «новой стилизации», мистериальному началу в творчестве. Ключевыми среди собственно неоромантических черт стиля В. Хлебникова являются синтез искусств и «новая стилизация», реализованная посредством «живописания звуком», «звукового символизма», неологизмов, других литературных приемов, а также мистериальное начало, жизнестроительство, определяющая роль в произведениях образа поэта-пророка, кардинальное обновление художественных форм творчества.

Как ссылаться

Васильев, С. А. & Кузовлева, О. О. (2025). СТИЛЬ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ: ЧЕРТЫ НЕОРОМАНТИЗМА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (58), 21. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-258-21-34
Список литературы
1. 1. Альфонсов, В. Н. (2001). Поэзия русского футуризма. Поэзия русского футуризма (с. 5–66). Академический Проект.
2. 2. Андриевский, А. Н. (1985). Мои ночные беседы с Хлебниковым. Дружба народов, 12, 228–242.
3. 3. Бен, Г. Е. (1968). Неоромантизм. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 5, 233–235. Советская энциклопедия.
4. 4. Васильев, С. А. (2015). «Воин не наступившего царства…» Поэтический стиль Велимира Хлебникова. Монография. Московский городской педагогический университет.
5. 5. Васильев, С. А. (2006). «…Золотописьмо тончайших жил…» Литература и другие виды искусства. Литера.
6. 6. Васильев, С. А. (2024). «Мы пастухи звезд!» Звезды и звездное небо в творческом осмыслении Велимира Хлебникова (на примере «Досок судьбы» и поздней лирики). Небосвод, небесные светила и явления в художественной литературе и языковой картине мира (с. 72–82). Зерцало.
7. 7. Венгеров, С. А. (1914). Этапы неоромантического движения. Русская литература XX века. Т. 1. Мир.
8. 8. Гервер, Л. Л. (2001). Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов. Первые десятилетия XX века. Индрик.
9. 9. Гумбольдт, В. (1984). Избранные труды по языкознанию. Прогресс.
10. 10. Дуганов, Р. В. (1990). Велимир Хлебников. Природа творчества. Советский писатель.
11. 11. Иванов, Вяч. (1979). Чурлянис и проблема синтеза искусств. Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Foyer Oriental Chretien (с. 147–170).
12. 12. Кармалова, Е. Ю. (2005). Неоромантизм в культуре серебряного века. Издательство ОмГПУ.
13. 13. Корецкая, И. В. (2001). Литература в кругу искусств. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 1. (с. 688–731). Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Наследие.
14. 14. Кузовлева, О. О. (2023). Черты романтизма как типа творчества в стиле В. Хлебникова. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 27(4), 141–152.
15. 15. Лосев, А. Ф. (1976). Проблема символа и реалистическое искусство. Искусство.
16. 16. Марков, В. Ф. (2000). История русского футуризма. Алетейя.
17. 17. Минералов, Ю. И., & Минералова, И. Г. (2012). История русской литературы XX века (1900–1920-е годы). Студент.
18. 18. Минералова, И. Г. (2009). Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. Флинта: Наука.
19. 19. Минц, З. Г. (2004). Футуризм и неоромантизм. К проблеме генезиса и структуры «Истории Бедного рыцаря» Ел. Гуро. Минц З. Г. Поэтика русского символизма (с. 317–326). Искусство–СПБ.
20. 20. Потебня, А. А. (1989). Слово и миф. Правда.
21. 21. Пушкин, А. С. (1948). Пророк. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. Т. 3, кн. 1, 30–31. Издательство Академии наук СССР.
22. 22. Сакулин, П. Н. (2019). Наука о литературе, ее итоги и перспективы: социологический метод в литературоведении. Либроком.
23. 23. Сакулин, П. Н. (1925). Синтетическое построение литературы. Мир.
24. 24. Старкина, С. В. (2007). Велимир Хлебников. Молодая гвардия.
25. 25. Толмачев, В. М. (2001). Неоромантизм. Литературная энциклопедия терминов и понятий (с. 640–646). Интелвак.
26. 26. Тынянов, Ю. Н. (2000). О Хлебникове. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911–1998) (с. 214–223). Языки русской культуры.
27. 27. Флоренский, П. А. (1990). У водоразделов мысли: в 2 т. Т. 2.
28. 28. Щенникова, Л. П. (2010). Русский поэтический неоромантизм 1880–1890-х годов: эстетика, мифология, феноменология. Серебряный век.
29. 29. Хлебников, В. В. (2000–2006). Собрание сочинений: в 6 т. Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Наследие.
30. 30. Хлебникова, В. В. (2015). «Вы говорите, он ушел, мой тихий Брат?..». Поэзия пера и кисти. Жизнь и творчество Веры Хлебниковой: стихи, проза, письма (с. 99–102). РОС-ДОАФК.
Скачать файл .pdf 383.38 кб