Главная Выпуски 1 (57)

ЗООМОРФИЗМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО

Литературоведение , УДК: 821.161.1Горький М.08 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-157-49-61

Авторы

  • Егорова Юлия Михайловна кандидат филологических наук

Аннотация

Творчество А. М. Горького всегда вызывало интерес не только у специалистов-горьковедов, филологов, но и у широкого круга читателей. В попытке создать собственный стиль он пробовал писать в разных жанрах, манере, прибегал к различным выразительным средствам языка, смешивал литературные направления, что стало отличительной чертой его художественного наследия. В статье рассмотрен прием зооморфизма, которым на протяжении всего творческого пути Горький широко пользовался в целях познания души своих персонажей. Для исследования были отобраны произведения, написанные им в разные годы: рассказ «Макар Чудра», повести «Фома Гордеев» и «Мать», трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты». На основе комплексного анализа вышеперечисленных текстов, описательного и сопоставительного методов удалось не только глубже изучить характер того или иного персонажа и понять его душевную организацию, но и выявить примеры ситуативного применения зооморфных образных сравнений. В некоторых случаях наблюдалось наложение зооморфных метафор: герою с устойчивой зооморфной характеристикой Горький давал ситуативное сравнение с иными представителями животного мира в зависимости от поведенческой реакции на то или иное обстоятельство. В результате проведенного исследования был сделан следующий вывод: в одних случаях писатель прибегал к однократному ситуативному использованию зооморфизмов как к литературному приему, в других — как к способу раскрытия и познания души персонажей. Все вкупе позволило более глубоко и детально изучить авторский замысел в отношении героев его произведений и раскрыть многогранность Горького как художника, философа и человека.

Как ссылаться

Егорова, Ю. М. (2025). ЗООМОРФИЗМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (57), 49. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-157-49-61
Список литературы
1. 1. Атеистический словарь (под ред. М. П. Новикова). (1986). Политиздат.
2. 2. Белкина, Н. П. (1940). В творческой лаборатории М. Горького. Советский писатель.
3. 3. Бочаров, С. Г. (1960). Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. Н. К. Гей, Е. Я. Эйсберг (Ред.). Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчестве Горького (с. 89‒210). Гослитиздат.
4. 4. Бялик, Б. А. (1959). Мастерство русских классиков. В творческой лаборатории Горького (с. 217‒275). Гослитиздат.
5. 5. Галимова, О. В. (2004). Этнокультурная специфика зоологической лексики, характеристики человека: на материале русского и немецкого языков [Диссертация … канд. филол. наук: 10.02.20. Уфа].
6. 6. Горький, М. (1975). Полное собрание сочинений. Варианты: в 10 т. Е. И. Прохоров. (Ред.). Т. 3. Наука.
7. 7. Горький, М. (2016). Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. Н. Н. Примочкина (Ред.). Т. 18. Наука.
8. 8. Горький, М. (1968–1976). Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. А. И. Метченко (Ред.). Т. 1, 15–16. Наука.
9. 9. Егорова, Ю. М. (2024). Конфликт отца и сына в повести М. Горького «Мать». Проблемы исторической поэтики, Т. 22, 1, 229‒249. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0728-1
10. 10. Ермилов, В. В. (1936). Мечта Горького. Основные идеи творчества. Советский писатель.
11. 11. Иванов, Н. Н. (2018). Мифопоэтика в художественном сознании М. Горького. Верхневолжский филологический вестник, 2, 40‒47.
12. 12. Касторский, С. В. (1963). Горький — художник. ГИХЛ.
13. 13. Кондратьева, О. Н. (2011). Зооморфные образы как источник осмысления концепта «душа» (диахронический аспект). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2, 186‒191.
14. 14. Кормилов, С. И. (2018). Мифопоэтика в «Старухе Изергиль». Максим Горький: pro et contra. Д. К. Богатырев (Ред.). РХГА. (Русский Путь).
15. 15. Красных, В. В. (2002). Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Гнозис.
16. 16. Огдонова, Ц. Ц. (2000). Зооморфная лексика как фрагмент русской языковой картины мира [Диссертация … канд. филол. наук: 10.02.01. Иркутск].
17. 17. Сафаралиева, Г. М.-К. (2013). Зооморфная метафора как способ образной характеристики человека (на материале русского и азербайджанского языков). Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода, 3, 121–128.
18. 18. Современный словарь иностранных слов. (1994). Е. А. Гришина (Ред.). Дуэт.
19. 19. Спиридонова, Л. А. (2022). К вопросу о новаторстве Горького. Максим Горький — мыслитель, художник, человек. ИМЛИ РАН. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0697-0
20. 20. Спиридонова, Л. А. (2023). Творчество М. Горького в контексте Серебряного века. Творчество М. Горького в контексте Серебряного века: проблема жанра (с. 10–46). ИМЛИ РАН; Литературный институт им. А. М. Горького. https://doi.org/10.24412/cl-37097-2023-1-10-46
21. 21. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. (1935‒1940). (2024, 15 мая). https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=19685
22. 22. Трессидер, Дж. (2001). Словарь символов. Гранд. https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/13.htm
23. 23. Ханов, В. А. (2009). Мифопоэтическая основа рассказа М. Горького «Мальва». Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 11, 4(3), 793–795.
Скачать файл .pdf 361.49 кб