Главная Выпуски 4 (56)

КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНТЕКСТНОГО И ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 378.016:81 DOI: 10.24412/2076-913X-2024-456-162-175

Авторы

  • Алмазова Надежда Ивановна Доктор педагогических наук, профессор
  • Халяпина Людмила Петровна доктор педагогических наук, профессор

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем поиска оптимальных методологических подходов к иноязычной подготовке студентов нелингвистических вузов, что обусловлено все изменяющейся ролью предмета «иностранный язык» в системе высшего профессионального образования. В теории и методике обучения иностранным языкам на протяжении последних лет происходит ряд изменений, касающихся освоения и внедрения новых подходов, сопровождающихся процессами все большей интеграции иностранного языка и профессиональных дисциплин. Однако разнообразие появляющихся подходов требует проведения сравнительно-сопоставительного анализа и детального понимания их сходств и различий с возможным объединением (конвергенцией) общих принципов. Авторы статьи обращаются к анализу таких подходов в иноязычной подготовке студентов, которые ориентированы на интегративный, взаимосвязанный характер обучения иностранному языку и профессионально-предметному контенту (прежде всего, контекстный и предметно-языковой интегрированный). Рассматриваются основные положения и принципы двух подходов профессиональной лингводидактики, составляющих теоретико-методологическую основу современной системы обучения иностранным языкам в нелингвистическом вузе. Авторами обосновывается необходимость конвергенции основных принципов контекстного и предметного-языкового обучения с учетом того, что данные подходы ориентированы на решение идентичных задач иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов, а также предлагается расширить поиск и сформулировать дополнительные принципы обучения, вызванные требованием времени.

Как ссылаться

Алмазова, Н. И. & Халяпина, Л. П. (2024). КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНТЕКСТНОГО И ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4 (56), 162. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2024-456-162-175
Список литературы
1. 1. Hutchinson, T., & Waters, A. (1987). English for Specific Purposes: A Learner-Centered Approach. Cambridge University Press. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9780511733031
2. 2. Серова, Т. С. (1988). Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. Издательство Уральского университета.
3. 3. Образцов, П. И., & Иванова, О. Ю. (2005). Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Учебное пособие. (Под ред. П. И. Образцова). ОГУ.
4. 4. Поляков, О. Г. (2008). Цели профильно-ориентированного обучения иностранному языку в вузе: опыт формулирования. Иностранные языки в школе, 1, 2–8.
5. 5. Вербицкий, А. А. (2018). Психолого-педагогические основы контекстного образования. Психология и педагогика контекстного образования (с. 7–89). Коллективная монография. Нестор-История.
6. 6. Актуальные вопросы контекстного образования. (2021). Материалы круглого стола, посвященного памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А. А. Вербицкого, 25 февраля 2021 г. (Под ред. Е. Б. Пучковой, Е. А. Сорокоумовой). МПГУ.
7. 7. Алмазова, Н. И., Баранова, Н. И., & Халяпина, Л. П. (2017). Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике. Язык и культура, 39, 116–134.
8. 8. Marsh, D. (2002). Content and language integrated learning: The European dimension — actions, trends and foresight potential. Cambridge University Press.
9. 9. Marsh, D. (2007). Language aswareness and CLIL. Encyclopedia of language and education. Knowledge about language (pp. 233–246). J. Cenoz, N. H. Hornberger (Eds.). Vol. 6. Springer Science and Business Media LLC.
10. 10. Pavon, V., & Vinuesa, V. (2024). Between egalitarianism and diversity in CLIL programmes: what do teachers think? Revista de Educación, 403, 193–219. https://doi.org/10.4438/1988-592X-RE-2024-403-613
11. 11. Sanchez-Gorcia, R., & Pavon, V. (2021). Students’ perceptions on the use of projectbased learning in CLIL: learning outputs and psycho-affective consideration. Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning, 14(1), 69–98. https://doi.org/10.5294/laclil.2021.14.1.3
12. 12. Ting, Yen-Ling Teresa. (2020). The symbiotic energy of [complex content]+foreign language]: Translanguaging Towards Disciplinary Academic Literacy. In Examining Content and Language Integrated Learning (CLIL) Theories and Practices (pp. 37–61). https://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9.ch003
13. 13. Martens, L., & Mettewie, L. (2023). Looking for the i in CLIL: A literature review on the implementation of dual focus in both subject and language classrooms. Nordic Journal of Language Teaching and Learning, 11(3), 255–277. https://doi.org/10.46364/njltl.v11i3.1155
14. 14. Халяпина, Л. П. (2022). Формирование иноязычной предметной компетенции студента технического вуза в рамках реализации предметно-языкового интегрированного подхода. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 6, 1522–1535.
15. 15. Khalyapina, L. (2020). Examining content and language integrated learning (CLIL) theories and practices. IGI Global. http://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9
16. 16. Vdovina, E. K. (2022). Issues of training multilingual professionals in higher education. Technologies in a Multilingual Environment. PCSF 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 636, 346–358. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-26783-3_29
17. 17. Сысоев, П. В. (2019). Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России. Язык и культура, 48, 349–371.
18. 18. Крылов, Э. Г. (2016). Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе [Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург].
19. 19. Салехова, Л. Л. (2008). Модель билингвального обучения математике. Высшее образование в России, 3, 161–165.
20. 20. Попова, Н. В., Коган, М. С., & Вдовина, Е. К. (2018). Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(173), 29–42.
21. 21. Гальскова, Н. Д. (2018). Современные направления лингводидактики как науки. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов (с. 7–53). (Под ред. Л. П. Халяпиной). Издательство Политехнического университета.
Скачать файл .pdf 466.74 кб