Авторы
- Томберг Ольга Витальевна Доктор филологических наук, доцент
- Косарева Анна Александровна кандидат филологических наук
Аннотация
В статье исследуется арлекинадный гротеск в пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Актуальность работы обусловлена ростом интереса к пьесе в отечественном и зарубежном литературоведении в последние пять лет, а также устойчивым в зарубежном литературоведении трендом исследовать элементы комедии дель арте в европейской драматургии. Новизна исследования связана с тем, что авторами впервые производится анализ образов и сюжета «Кукольного дома» через призму дельартовской эстетики, а также анализируется использованный Ибсеном арлекинадный гротеск — художественный прием, представляющий собой наложение эстетики комедии дель арте на описания трагических аспектов современности. В ходе исследования с помощью сравнительно-исторического метода проводятся параллели между образами Хельмера, Норы, фру Линне, Крогстада и Ранка с масками Арлекина, Коломбины, Пьеретты, Бригеллы и Доктора, а также соотносятся сюжетные перипетии «Кукольного дома» и комедии масок. Результаты работы показывают, что в основе
арлекинадного гротеска в «Кукольном доме» лежит инвертированный арлекинадный сюжет, назначение которого заключается в ниспровержении традиции на уровне заложенного в произведении театрального подтекста. Инвертированная дельартовская традиция, транслирующая бунт против патриархата в Норвегии начала XX века, непосредственно коррелирует с основной темой пьесы, а именно необходимостью изменения баланса власти между мужчинами и женщинами. Арлекинадный гротеск у Ибсена, таким образом, реализуется на персонажном и сюжетном уровнях, выполняя несколько функций: 1) является инструментом межкультурного диалога между норвежской и итальянской театральными традициями; 2) несет карнавальный заряд, революционный и освобождающий, соотносящийся напрямую с женским вопросом; 3) концептуализирует сложности семейно-бытовых и социальных отношений как театральные
(относящиеся к дельартовскому кукольному театру).
Как ссылаться
Томберг, О. В. & Косарева, А. А. (2024). АРЛЕКИНАДНЫЙ ГРОТЕСК В ПЬЕСЕ ГЕНРИКА ИБСЕНА «КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» (1879) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4 (56), 7. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2024-456-7-22
Список литературы
1.
1. Ибсен, Г. (2012). Кукольный дом. Директ-Медиа.
2.
2. Меркулова, М. Г. (2006). Ретроспекция в английской «новой драме»: истоки, типология, функционирование [Автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.08. Москва].
3.
3. Юрьев, А. А. (1999). Хенрик Ибсен и традиции мистериальной драмы. (К вопросу о «предтечах» символистского театра) / Скандинавская филология, 6, 165–172.
4.
4. Balme, C. B., Vescovo, P., & Vianello, D. (2020). Commedia dell’Arte in Context. Cambridge University Press.
5.
5. Broadbent, R. J. (2010). A History of pantomime. Book Jungle.
6.
6. Dickens, Charles. (2006). Our Mutual Friend. The Project Gutenberg eBook. https://www.gutenberg.org/cache/epub/883/pg883-images.html
7.
7. Fisher, James. (1992). The Theatre of Yesterday and Tomorrow: Commedia dell’Arte on the Modern Stage. E. Mellen Press.
8.
8. Green, M., & Swan, J. (1993). The Triumph of Pierrot: the Commedia dell’Arte and the Modern Imagination. The Pennsylvania State University Press.
9.
9. Ibsen, Henrik. (1972). Et dukkehjem. Glydendal.
10.
10. Kennard, J. S. (1935). Masks and Marionettes. The Macmillan Company.
11.
11. Niklaus, Thelma. (1956). Harlequin, or The Rise and Fall of a Bergamask Rogue. George Braziller.
12.
12. Radulescu, Domnica. (2014). Women’s Comedic Art as Social Revolution: Five Performers and the Lessons of Their Subversive Humor. McFarland.
13.
13. Rossel, Sven Hakon. (1994). Ludvig Holberg — a European Writer. A Study in Influence and Reception. Rodopi.
14.
14. Rudlin, John. (1994). Commedia dell’Arte: An Actor’s Handbook. Routledge.
15.
15. Rudlin, John. (2022). The Metamorphoses of Commedia dell’Arte: Whatever Happened to Harlequin? Springer Nature.
16.
16. Sand, Maurice. (1915). The History of Harlequinade. Vol. 1. Martin Secker.
17.
17. Shaw, G. B. (1905). The Irrational Knot. Brentano.
18.
18. Siddall, Stephen. (2013). Henrik Ibsen: A Doll’s House. Humanities-Ebooks.
19.
19. Templeton, Joan. (2001). Ibsen’s Women. Cambridge University Press.
20.
20. Toepfer, Karl. (2019). Pantomime: The History and Metamorphosis of a Theatrical Ideology. Vosuri Media.
21.
21. Weintraub, Stanley. (1958). Ibsen’s «Doll’s House» Metaphor Foreshadowed in Victorian Fiction. Nineteenth-Century Fiction, 13(1), 67–69.