Авторы
- Громов Алексей Владимирович
- Смирнова Альфия Исламовна доктор филологических наук, профессор
Аннотация
На основе принципов системного подхода в статье рассматривается набоковский метасюжет «имманентное vs трансцендентное», который был выработан русским писателем в течение берлинского периода творчества. В. В. Набоков, следуя в своих эстетико-философских исканиях за русскими экзистенциалистами,
ставит в центр внимания процесс трансцендирования (творческий акт). Основой для данного метасюжета послужил оригинальный тип главного героя — мечтателя-путешественника, предпочитающего обыденной жизни фрактальные узоры в ирреальном мире, созданном его воображением. Такой герой в силу психологических особенностей и жизненных обстоятельств становится адептом эскапизма, в результате чего утрачивает привязанность к жизни, его душа стремится покинуть имманентность (обыденность). Однако факт смерти в материальном мире не обусловливает трагедию или спасание, поскольку каждый из героев находится в бесконечной художественной гиперреальности, из свойств которой, по В. В. Набокову, следует, что физическая смерть означает выход на другой уровень художественной реальности.
Как ссылаться
Громов, А. В. & Смирнова, А. И. (2024). НАБОКОВСКИЙ МЕТАСЮЖЕТ «ИММАНЕНТНОЕ VS ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ РАННЕЙ ПРОЗЫ) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (55),
Список литературы
1.
1. Бахтин, М. М. (1986). Эстетика словесного творчества. Искусство.
2.
2. Бодрийяр, Ж. (2015). Симулякры и симуляции. Постум.
3.
3. Буренина, О. Д. (2014). Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века. Алетейя.
4.
4. Воронина, О. Ю. (2002). Категория «художественная реальность» в поэтике романов В. В. Набокова [Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Санкт-Петербург].
5.
5. Газданов, Г. (2009). Собрание сочинений русского периода: в 5 т. Т. 5. Эллис Лак.
6.
6. Давыдов, С. (2004). «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. Кирцидели.
7.
7. Заманская, В. В. (2002). Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. Флинта: Наука.
8.
8. Набоков, В. В. (2002). Лекции о «Дон Кихоте». Независимая газета.
9.
9. Набоков, В. В. (2010). Лекции по зарубежной литературе. Азбука-классика.
10.
10. Набоков, В. В. (2010). Лекции по русской литературе. Азбука-классика.
11.
11. Набоков, В. В. (2006). Собрание сочинений русского периода: в 5 т. Симпозиум.
12.
12. Стрельникова, Л. Ю. (2019). Литературная игра в ранней прозе В. В. Набокова: модернистские и постмодернистские аспекты [Дис. … д-ра филол. наук: 10.01.01. Краснодар].
13.
13. Ханзен-Леве, Oге A. (2001). Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа отстранения. Языки русской культуры.
14.
14. Шестов, Л. И. (1992). Киргегард и экзистенциальная философия. Прогресс.
15.
15. Appel, A. (1967). Jr. Nabokov’s Puppet Show. New Republic, Vol. 156, 27–30.
16.
16. Connolly, J. (1992). Nabokov’s early fiction: patterns of self and other. Cambridge University Press.