Главная Выпуски 2 (54)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СЫЩИКА В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ДЕТЕКТИВЕ

Литературоведение , УДК: 821.111(73)-312.4.09«19» DOI: 10.25688/2076-913X.2024.54.2.04

Авторы

  • Киреева Наталия Владимировна доктор филологических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена исследованию трансформации образа сыщика в произведениях создателей американского постмодернистского романа — Томаса Пинчона и Пола Остера. Актуальность исследования вызвана ростом интереса к жанровой специфике постмодернистской литературы, в которой игра с детективными конвенциями является одним из способов создания новых жанров. Материалом статьи становятся наиболее репрезентативные произведения, которые можно отнести к жанру постмодернистского детектива, — романы калифорнийского цикла Т. Пинчона («Выкрикивается лот 49», «Винляндия», «Внутренний порок») и «Нью-йоркская трилогия» П. Остера. Разработанная автором статьи типология детективного жанра позволяет проанализировать специфику постмодернистского детектива c точки зрения трансформации его базовых конвенций. В центре внимания в данной статье находится выявление особенностей трансформации такой конвенции детектива, как фигура сыщика. Обращаясь к образу сыщика в шести романах Томаса Пинчона и Пола Остера, автор доказывает, что ключевым фактором трансформации становится игра с конвенциями крутого детектива, который в литературе США стал одной из наиболее ярких разновидностей модернистского детектива и позволил сместить акцент с характерной для классического детектива семиотической модели интерпретации мира на герменевтическую, для которой характерно возрастание роли читателя. Опираясь на междисциплинарный подход, автор доказывает, что мастера постмодернистского детектива не только переосмысливают формулы крутого детектива, но и делают акцент на многовариантности моделей познания мира и человека в нем. Представленные в статье результаты позволяют продолжить исследование в выбранном направлении на материале произведений других национальных литератур.

Как ссылаться

Киреева, Н. В. (2024). ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СЫЩИКА В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ДЕТЕКТИВЕ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (54), 53. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.04
Список литературы
1. 1. Боева-Омелечко, Н. Б. (2023). Жанр детектива как особый способ концептуализации действительности. Когнитивные исследования языка, 1(52), 466–473.
2. 2. Зверев, А. (1997). «Существует быть». Иностранная литература, 6, 202–204.
3. 3. Зубов, А. А. (2022). Формулы популярной литературы в кросс-культурном контексте: проблемные аспекты теории Дж. Г. Кавелти. Labyrinth: теории и практики культуры, 4, 19–28.
4. 4. Киреева, Н. В. (2013). Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Издательство БГПУ.
5. 5. Киреева, Н. В. (2009). Приключения детектива: массовый жанр в зеркале западного литературоведения 2-й половины ХХ в. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 11(4–1), 200–204.
6. 6. Киреева, Н. В. (2008). Роман Т. Пинчона «Выкрикивается сорок девятый лот»: особенности жанрового эксперимента в постмодернистском тексте. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 10(34), 209–213.
7. 7. Лобин, А. М. (2022). Эволюция образа главного героя в цикле романов Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина». Филологический класс, 27(1), 154–165.
8. 8. Мелихов, А. Г. (2021). Реконтекстуализация детектива: трансформация образа Э. Пуаро в романе С. Ханны «Убийства под монограммой». Филологические науки. Вопросы теории и практики, 14(5), 1430–1434.
9. 9. Можейко, М. А. (2001). Детектив. Постмодернизм (с. 313–316). Энциклопедия. Интерпрессервис; Книжный дом.
10. 10. Остер, П. (2005). Нью-йоркская трилогия. Эксмо; Домино.
11. 11. Пинчон, Т. (2014). Винляндия. Эксмо.
12. 12. Пинчон, Т. (2013). Внутренний порок. Эксмо.
13. 13. Пинчон, Т. (2000). Выкрикивается лот 49. Симпозиум.
14. 14. Чандлер, Р. (1944) Простое искусство убивать. (2024, 2 марта). http://samlib.ru/d/detektiwklub/chandler.shtml
15. 15. Auster, P. (1997). The Art of Hanger: Essays, Prefaces, Interviews and The Red Notebook. Penguin books.
16. 16. Cawelty, J. G. (1976). Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. The University of Chicago Press.
17. 17. Cohen, R. (1987). Do Postmodern Genres Exist? Genre: Forms of Discourse and Culture, 20, 241–257.
18. 18. Dickson, D. (2003). Pynchon’s Vineland and «That Fundamental Agreement in What is Good and Proper»: What Happens When We Need to Change it? American Postmodernity: Essays on the Recent Fiction of Thomas Pynchon. Ian D. Copestake (Ed.). Peter Lang AG, European Academic Publishers.
19. 19. Hassan, I. (1971). The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. University of Wisconsin Press.
20. 20. Haynes, D. (2014). Under the Beach, the Paving-Stones! The Fate of Fordism in Pynchon’s Inherent Vice. Critique: Studies in Contemporary Fiction, 55(1), 1–16.
21. 21. Herzogenrath, B. (1999). An Art of Desire. Reading Paul Auster. Rodopi.
22. 22. Jameson, F. (1990). The Existence of Italy. Signatures of the Visible. Routledge.
23. 23. Little, W. G. (1997). Nothing to Go On: Paul Auster’s City of Glass. Contemporary Literature, 38(1), 133–163.
24. 24. McHale, B. (1987). Postmodernist fiction. Routledge.
25. 25. Menand, L. (2009). Soft-Boiled Pynchon’s stoned detective. The New Yorker, July 27. (2024, 10 февраля). https://www.newyorker.com/magazine/2009/08/03/soft-boiled
26. 26. Renovations and Innovations in Postmodern Writing. (1997). International Postmodernism: Theory and Literary Practice. Ed. by H. Bertens, D. Fokkema. John Benjamins Publishing Company.
27. 27. Stowe, W. W. (1983). From Semiotics to Hermeneutics: Modes of Detection in Doyle and Chandler. The Poetics of Murder: Detective Fiction and Literary Theory. Ed. by Glenn W. Most and William W. Stowe. Harcourt Brace Jovanivish.
28. 28. Wilkins, K., Driscoll, B., & Fletcher, L. (2022). Genre Worlds: Popular Fiction and Twenty‐First‐Century Book Culture. University of Massachusetts Press.
29. 29. Wilson, R. (2010). On the Pacific Edge of Catastrophe, or Redemption: California Dreaming in Thomas Pynchon’s Inherent Vice. Boundary, 2, 217–225.
Скачать файл .pdf 346.74 кб