Авторы
- Тарева Елена Генриховна Доктор педагогических наук, профессор
- Дорохова Анастасия Михайловна
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей межкультурного дискурса и их влияния на процесс подготовки студентов к взаимодействию с представителями
различных культур. Авторы обращают внимание на главные тенденции исследования межкультурного дискурса как феномена, делая акцент на таких его аспектах, как неустойчивость и непредсказуемость межкультурных контактов, демонстративность социокультурной самоидентификации субъектов коммуникации, стереотипизация представлений о культуре партнера по общению и рост значимости национального самосознания участников (субъектов) дискурсивного пространства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления и адаптации образовательных подходов к обучению межкультурному общению в контексте глобальных трансформационных процессов. Цель работы состоит в выявлении и объяснении влияния особенностей современного межкультурного дискурса на протекание общения и на достижение понимания между представителями разных лингвокультур. В рамках исследования происходит уточнение и детализация понимания межкультурного дискурса, его сущности и специфики, что вносит вклад в область лингводидактики и теории межкультурной коммуникации. В результате исследования устанавливается взаимосвязь между выделенными чертами межкультурного дискурса и необходимостью разработки эффективных стратегий подготовки специалистов в области иностранных языков. Научная новизна работы заключается в расширении представлений о межкультурном дискурсе как лингводидактическом явлении и описании его характерных черт. Представленный анализ и результаты исследования позволяют пересмотреть существующие подходы к подготовке специалистов в области иностранных
языков на уровне высшего профессионального образования.
Как ссылаться
Тарева, Е. Г. & Дорохова, А. М. (2024). СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС: СТАТУС В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 124. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.09
Список литературы
1.
1. Герасимова, И. Е. (2019). Дискурс межкультурной коммуникации. Языки и культуры (c. 120–126). Материалы Международной научно-практической конференции. Костромской государственный университет.
2.
2. Донец, Н. П. (2004). Теория межкультурной коммуникации. Специфика культурных смыслов и языковых форм [Диссертация … д-ра филол. наук: 10.02.19. Харьков].
3.
3. Землинская, Т. Е., & Ферсман, Н. Г. (2013). Межкультурный дискурс: понятие, содержание и стратегии изучения. Вопросы методики преподавания в вузе, 2(16), 188–196.
4.
4. Карасик, В. И., & Слышкин, Г. Г. (2021). Тенденции развития современного дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 1, 14–31.
5.
5. Кубрякова, Е. С. (2004). Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Языки славянской культуры.
6.
6. Куликова, Л. В. (2004). Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур. Монография. РИО КГПУ.
7.
7. Могилевич, Б. Р. (2009). Особенности дискурса межкультурной коммуникации. Вестник РУДН. Серия: Социология, 1, 43–48.
8.
8. Суворова, С. Л. (2013). К вопросу о сущности понятия «межкультурный дискурс». Современная высшая школа: инновационный аспект, 1, 19–23.
9.
9. Тарева, Е. Г. (2017a). Текст и дискурс: модусы сосуществования на пересечении лингводидактических парадигм. Текст: дискурсивное проявление и коммуникативная практика (с. 179–193). Сборник научных статей в честь юбилея доктора филологических наук, профессора Ларисы Георгиевны Викуловой. Языки Народов Мира.
10.
10. Тарева, Е. Г. (2017b). Диалог культур и не-диалог культур в обучении иностранным языкам. В диалоге языков и культур (т. VI, с. 439–450). Материалы VI Международной научно-дидактической конференции, Варшава, 01–02 июня 2017 года. Lingwistyczna Szkoła Wyższa w Warszawie.
11.
11. Тарева, Е. Г., Анненкова, А. В., & Гаврилюк, О. А. (2020). Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики. Нестор-История.
12.
12. Тарева, Е. Г. (2023). Глава 9. Межкультурная сензитивность субъектов цифровой коммуникации как предмет исследования. Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования (c. 189–207). Эдитус.
13.
13. Тройникова, Е. В. (2022). Субъект межкультурного взаимодействия: диалоговая трансформация образовательного конструкта. Язык и культура, 59, 298–319.