Авторы
- Черкашина Елена Ивановна Кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Рассматриваемая в статье проблема повышения эффективности обучения иностранному языку специальности в техническом вузе не потеряла своей актуальности, несмотря на требования федерального государственного образовательного стандарта к подготовке будущих инженеров, архитекторов, IT-специалистов. Поставленная задача — владение иностранным языком (ИЯ) профессиональной сферы деятельности — остается нерешенной. Изучение иностранного языка специальности фокусируется на знании терминологии, навыках обработки информации по профилю подготовки, умению выступать с докладом и презентацией, подготовке публикации. Однако на производстве, где требуется выполнять трудовые функции на ИЯ, полученные навыки и умения востребованы реже. Выпускник технического вуза сталкивается с реальной проблемой владения иностранным языком специальности. Инновационным решением данной проблемы является предложенная автором модель лингвообразовательного процесса, включающая в себя алгоритм обучения ИЯ специальности студентов архитектурного факультета. Данная модель была разработана с использованием метода анкетирования, который позволил определить тип языковой личности обучающихся, их трудности в овладении ИЯ; метода моделирования; эксперимента. Модель лингвообразовательного процесса основывается на результатах исследований функциональной асимметрии мозга, знаниях нейропсихологии и дифференциальной психофизиологии. Разработанная автором модель обучения ИЯ специальности учитывает профиль латеральной организации мозга обучающихся инженерных специальностей,
соответствует их профессиональному мышлению и профессиональному сознанию, способствует развитию коммуникативных навыков в сфере производства.
Как ссылаться
Черкашина, Е. И. (2024). МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНЫХ ВУЗОВ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 148. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.11
Список литературы
1.
1. Зинченко, В. П., & Моргунов, Е. Б. (1994). Человек развивающийся: очерки российской психологии. Прогресс.
2.
2. Tareva, E., Razumovskaya, V., & Guile, D. (2022). Рost-knowledge economy and lifelong language learning: new agendas and issues. Adult English Language Teaching. Transformation through Lifelong Learning, 1–24. https://doi.org/10.1007/978-3-030-98566-0_1
3.
3. Пинк, Д. (2014). Новый мозг. Почему правое полушарие будет править миром? РИПОЛ классик.
4.
4. Кудрявцев, Т. В. (1975). Психология технического мышления. Педагогика.
5.
5. Решетова, З. А. (1985). Психологические основы профессионального обучения. МГУ.
6.
6. Нечаев, Н. Н. (1988). Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. МГУ.
7.
7. Mangiante, J.-M. (2019). Pratiques pédagogiques et interactions en classes de FOS: apports et limites de l’organisation spatiale, de la localisation professionnelle et des conditions matérielles spécifiques. Points Communs — Recherche en didactique des langues sur objectif(s) spécifique(s), 47/5, 132.
8.
8. Mangiante, J.-M., & Desroches, F. (2014). Le FOS, un exemple de recherche-action en didactique du FLE. Le Français dans le monde, 391, 52–53.
9.
9. Mourlhon-Dallies, F. (2017). De l’agréable à l’utile: quand les spécialistes stimulent l’apprentissage du français. Le Français dans le monde, 409, 28–29.
10.
10. Черкашина, Е. И. (2017). Моделирование процесса обучения иностранному языку студентов технических специальностей. Научно-педагогическое обозрение, 1(15), 100–107.
11.
11. Степанов, А. В., Иванова, Г. И., & Нечаев, Н. Н. (2023). Архитектура и психология. Юрайт.
12.
12. Пак, Л. Г., & Беседина, И. В. (2015). Возможности профессионального образования в развитии творческого потенциала будущих архитекторов. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, 2(14), 169–174.
13.
13. Данченко, Л. В. (2014). Формирование геометро-графических компетенций у будущих архитекторов [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.08. Казань].
14.
14. Закс, Л. А. (1990). Художественное сознание. Издательство Уральского университета.
15.
15. Перфилова, Г. В. (1977). Методика обучения строевым словам для чтения научно-технической литературы в неязыковом вузе (немецкий язык) [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.02. Москва].
16.
16. Tareva, E. G., & Tarev, B. V. (2023). Сlil for engineering education: approaching foreign language teacher mindset. Russian studies without borders, Т. 7, 3, 82–93.
17.
17. Профессиональное образование: модернизационные аспекты (под науч. ред. О. П. Чигишевой). (2014). Т. 4. Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество».
18.
18. Berart, E., & Lavenne, С. (2004). Modes d’emploi. Grammaire utile du francais. DIDIER.
19.
19. Москвин, В. А., & Москвина, Н. В. (2011). Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. Смысл.
20.
20. Benson-Greenwald, T. M., & Diekman, A. B. (2022). In the mindset of opportunity: proactive mindset, perceived opportunities, and role attitudes. Personality and Social Psychology Bulletin, 48(12), 1667–1681.
21.
21. Черкашина, Е. И. (2015). Учет функциональной асимметрии мозга при обучении языку специальности. Человек. Язык. Время (c. 399–403). Материалы XVII конференции Школы-семинара им. Л. М. Скрелиной с международным участием.
22.
22. Сиротюк, А. Л. (2003). Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сфера.
23.
23. Черкашина, Е. И. (2016). Матрица как модель процесса обучения иностранному языку студентов технических специальностей. Профессиональное лингвообразование (c. 315–324). Материалы Десятой Международной научно-практической конференции.