Авторы
- Романова Галина Ивановна Доктор филологических наук, доцент
- Смирнова Альфия Исламовна доктор филологических наук, профессор
Аннотация
Рассмотрена специфика художественного мира реалистических романов Ф. М. Достоевского и модернистских произведений Г. Газданова. Анализируется такая черта поэтики обоих авторов, как достоверность (жизнеподобие) изображения действительности, ее конкретики, достигаемой своеобразным сочетанием реального и фантастического, обрисовки объектов действительности с точки зрения персонажей. Понятие достоверности изображения мира в произведениях писателей не сводится к упрощенно понимаемому жизнеподобию или правдоподобию, оно расширяет границы художественной картины мира. Утверждается, что реалистическое и условное органично соотносятся и продуцируют смыслы, раскрывающие индивидуальный художественный мир произведения каждого из писателей. Достоверность («физиологичность») изображения художественных картин повседневного быта и городской жизни в творчестве Достоевского в ряде случаев рассматривается как основа для изучения конкретно-исторической реальности с привлечением исторических свидетельств, в том числе государственных документов XIX века. В продолжение традиции Достоевского Газданов-романист стремится к «жизнеподобному» изображению, воплощению
предметного мира, сюжета и системы персонажей, за которыми стоят подлинные истории их жизни и реальные события. Эффект достоверности достигается разными средствами, позволяя скрыть условность литературных форм. В обоих случаях стихийности и хаотичности сюжетных событий противостоит упорядоченность вечных морально-нравственных ценностей. Делается вывод о том, что специфика творческого метода, проявляющаяся в создании метапредметной сферы произведений, не исключает сходства поэтики писателей, представляющих разные художественно-эстетические системы.
Как ссылаться
Романова, Г. И. & Смирнова, А. И. (2024). ПОЭТИКА ДОСТОВЕРНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Г. ГАЗДАНОВА) MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 25. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.02
Список литературы
1.
1. Барнашова, Е. В. (2013). Вариации мимесиса в литературе и искусстве XIX в. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 1(9), 23–30.
2.
2. Газданов, Г. И. (1996). Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Согласие.
3.
3. Деханова, О. A. (2023). Питейные заведения в романе «Преступление и наказание». Художественная деталь в правовом поле питейной реформы 1861 года. Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2(22), 106–127.
4.
4. Достоевский, Ф. М. (1994). Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 5, 12–13. Наука.
5.
5. Захаров, В. Н. (2008). Фантастические страницы Достоевского. Проблемы исторической поэтики, 8, 116–125.
6.
6. Иванов, Вяч. (1987). Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Foyer oriental chrétien.
7.
7. Касаткина, Т. А. (2015). Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. ИМЛИ РАН.
8.
8. Матвеева, Ю. В. (2001). «Превращение в любимое»: Художественное мышление Гайто Газданова. Уральский госуниверситет.
9.
9. Мейлах, Б. С. (1983). Философия искусства и художественная картина мира. Вопросы философии, 7, 116–125.
10.
10. Певак, Е. А. (2018). К вопросу о многоаспектности оппозиции реализм — не-реализм. Stephanos, 3(29), 99–106.
11.
11. Роднянская, И. Б. (2001). Хронотоп. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Интелвак.
12.
12. Романова, Г. И. (2017). Картина мира и мир произведения: к разграничению понятий. Неклассические модели мира в русской литературе, 9–19. Инженер.
13.
13. Семенова, С. Г. (2001). Путешествие по «беспощадному существованию» (Гайто Газданов). В С. Г. Семенова. Русская поэзия и проза 1920–1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия (с. 529–545). ИМЛИ РАН.
14.
14. Смирнова, А. И. (2006). Гайто Газданов. Литература русского зарубежья (1920–1990), 295–313. Флинта: Наука.
15.
15. Струве, Г. П. (1996). Русская литература в изгнании. 3-е изд. YMCA-Press; Русский путь.
16.
16. Третьякова, О. А. (2008). Экзистенциальное «путешествие на край ночи» в романах Г. Газданова и Л.-Ф. Селина. Гайто Газданов в контексте русской и западно-европейской литератур. ИМЛИ РАН.
17.
17. Фокин, П. Е. (2018). Информационная картина мира в романах Ф. М. Достоевского: структура и поэтика отражения (на материале романа «Преступление и наказание»). Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 1, 70–78.
18.
18. Фридлендер, Г. М. (1964). Реализм Достоевского. Наука.