Авторы
- Крылова Снежана Владимировна кандидат филологических наук, доцент
- Яковлев Михаил Владимирович доктор филологических наук, доцент
Аннотация
В статье сопоставлены три реалистических рассказа с повторяющимся сюжетом «блудница и ее сын»: «Страсти-мордасти» М. Горького, «Сынок» Л. Петрушевской, «Мальчик» К. Рябова. Написанные с разницей в целый век, они при сходстве сюжетных линий различаются деталями, способом рассказывания
и нравственными акцентами. Цель настоящего исследования — сравнить нарративные стратегии трех русских писателей, обратившихся к одному сюжету, сделать выводы о том, как наррация влияет на общее звучание текстов и их нравственные итоги. В ходе исследования использованы сравнительно-сопоставительный метод и нарративный анализ. Доказано, что для авторов важно прежде всего морально-этическое, а не социальное измерение, при этом сравнение нарративных планов рассказов фиксирует отрицательную деформацию, случившуюся с русским человеком за сто лет, — неуклонное
убывание любви. Три рассказа отразили этот процесс не только на сюжетном, но и на нарративном уровне, вскрывающем нравственную неполноценность мира взрослых, косвенно разделяющих вину матери своим равнодушием.
Как ссылаться
Крылова, С. В. & Яковлев, М. В. (2024). НАРРАТИВНЫЕ ВАРИАЦИИ СЮЖЕТА «БЛУДНИЦА И ЕЕ СЫН» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: М. ГОРЬКИЙ, Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ, К. РЯБОВ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 37. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.03
Список литературы
1.
1. Polti, G. (1924). The Thirty-Six Dramatic Situations. James Knapp Reeve. Translated by Lucile Rai.
2.
2. Шарифова, С. Ш. (2021). «Миграция» сюжета как фактор развития литературы на современном этапе. Теоретические проблемы жанрового смешения и литературного влияния в западной и восточной литературе, 56–68. У Никитских ворот.
3.
3. Маркова, Т. Н. (2003). Формотворческие тенденции в прозе конца ХХ века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин) [Автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург].
4.
4. Горький, М. (1972). Страсти-мордасти. В М. Горький. Собрание сочинений: в 25 т. Т. 14, 517–533. Наука.
5.
5. Петрушевская, Л. С. (2003). Собрание сочинений: в 5 т. Т. 9. Дикие животные сказки. Эксмо.
6.
6. Петрушевская, Л. С. (2008). Сынок. Черная бабочка, 87–90. Амфора.
7.
7. Цзинцзюань, Лю. (2023). Модели травматического нарратива в творчестве Петрушевской. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки, 6(874), 160–167. https://doi.org/10.52070/2542–2197_2023_6_874_153
8.
8. Фесенко, Э. Я. (2022). К вопросу о специфике женской прозы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология, 3, 105–111. https://doi.org/10.18384/2310–7278-2022-3-105-111
9.
9. Чжэн, Гуанцзе. (2021). Детский исторический нарратив начала XXI века (на материале повести Тамары Крюковой «Призрак Сети»). Неофилология, 7(26), 328–334. https://doi.org/10.20310/2587–6953-2021-7-26-328-334
10.
10. Матвеева, И. И. (2013). «Резцом эпох и молотов времен…». Судьба и творчество Андрея Платонова. МГПУ.
11.
11. Крылова, С. В. (2015). Роль сигнальных слов в поздней прозе Л. Петрушевской (на примере рассказа «Продлись, мгновенье!»). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология, 6, 93–98.
12.
12. Рябов, К. (2020). Висельники. Ил-music.
13.
13. Лукьянчиков, В. Е., & Лученецкая-Бурдина, И. Ю. (2019). Образы матери и ребенка в рассказах цикла М. Горького «По Руси». В Т. П. Куранова (Ред.). Человек в информационном пространстве (с. 72–75). Сборник научных статей XVI Всероссийской с международным участием междисциплинарной научно-практической конференции. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
14.
14. Жучкова, А. В. (2023). Обретенное время: Кирилл Рябов и метамодернизм. Вопросы литературы, 1, 42–62.
15.
15. Соколова, И. В., & Шишкова, И. А. (2022). Композиционные приемы пост-постмодернизма (на материале современной американской малой прозы). Вестник Костромского государственного университета, 28(4), 47–53.