Авторы
- Дашинимаева Полина Пурбуевна доктор филологических наук
Аннотация
Предпосылкой данной работы служит грядущий юбилей доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя Российской Федерации и почетного профессора Бурятского государственного университета (БГУ) Натальи Витальевны Языковой. Цель исследования — представить методическую школу БГУ как итоги методологического (пере)осмысления Н. В. Языковой. Экспликация концептуально-методологического когнитивного развития педагога и наставника в выполнении своего предназначения производится следующими методами: индуктивно-аналитическим, описательным, статистическим, прогностическим, анализом временных рядов, смешением и интеграцией данных. Результатом исследования является концепция автора статьи о составе и направлениях концептуально-методологической эволюции (КМЭ) Н. В. Языковой и ее методической школы, актуализировавшаяся на девяти уровнях. Как отмечается в работе, нумерация витка/ступени/уровня КМЭ имеет относительный характер: она детерминирована параметризацией аспекта и сферы деятельности, вовлекаемых
в учебно-научно-методический процесс, сменой методологического горизонта и выхода за содержание заданной специальности. Для экспликации траектории КМЭ выдвигается оригинальная гипотеза о взаимообусловленности поступательной эволюции научно-методического познания субъекта в целом и теоретического обоснования профессиональной практической деятельности большого ученого и соответствующей библиографической базы его трудов при условии высокой частотности номинаций в названиях работ, указывающих на сферу научно-профессиональной деятельности автора. В выводах подчеркивается иерархия направлений деятельности аккумулятивного свойства, осуществляемой профессором: педагог-наставник для студентов своей специальности – для преподавателей своего факультета – для коллег других факультетов вуза – для аспирантов – для учителей общеобразовательных
школ – для педагогического сообщества Республики Бурятия. Иерархия в результате иллюстрирует венец методологического (пере)осмысления методики обучения Н. В. Языковой и доказывает факт того, что методическая школа в БГУ состоялась.
Как ссылаться
Дашинимаева, П. П. (2023). МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИТОГИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО (ПЕРЕ)ОСМЫСЛЕНИЯ Н. В. ЯЗЫКОВОЙ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №4 (52), 197. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.52.4.15
Список литературы
1.
1. Иностранные языки в Байкальском регионе: опыт и перспективы межкультурного диалога. (2013). Г. С. Доржиева (Отв. ред.). Н. В. Языкова (Науч. ред.). Материалы Международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 18–20 сентября 2013 г.). Издательство Бурятского государственного университета.
2.
2. Ушаков, Д. Н. (2013). Толковый словарь современного русского языка. Аделант.
3.
3. Языкова, Н. В. (1970а). Использование методических задач в процессе подготовки учителя иностранного языка (на материале методики преподавания английского языка) [Диссертация … канд. пед. наук: 13.00.02. Москва].
4.
4. Языкова, Н. В. (1970б). О развитии методического мышления студентов языковых вузов (экспериментальное обучение). Проблемы обучения иностранным языкам (c. 36–46). Ч. 4. Издательство Бурятского государственного педагогического института им. Доржи Банзарова.
5.
5. Языкова, Н. В. (1977). Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. Просвещение.
6.
6. Языкова, Н. В., Богомолова, О. И., Шойсоронова, С. Р., & Жеребцова, С. И. (1988). Поговорим о Бурятии. Методические рекомендации на английском языке по краеведению Бурятской АССР. Издательство Бурятского государственного педагогического института им. Доржи Банзарова.
7.
7. Буланова, Н. Н., & Языкова, Н. В. (1989). Педагогическая практика студентов 1–5 курсов факультетов иностранных языков педагогических институтов. Методическое пособие. Издательство Бурятского государственного педагогического института им. Доржи Банзарова.
8.
8. Языкова, Н. В. (1995). Формирование профессиональной методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков [Диссертация … д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва].
9.
9. Письмо Госкомвуза РФ от 05.05.1995 № 31-32-37ин/03 «О применении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебной деятельности высшего учебного заведения». (1995). Законы, кодексы и нормативно-правовые
акты Российской Федерации. (2023, 13 октября). https://legalacts.ru/doc/pismo-goskomvuza-rfot-05051995-n-31-32-37in03/
10.
10. Языкова, Н. В., & Горбунов, А. В. (2002). Становление и перспективы развития университетского образовательного комплекса БГУ. Высшее профессиональное образование Сибири как гарант устойчивого развития региона (с. 34–38). Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. Издательство Бурятского государственного университета.
11.
11. Языкова, Н. В. (2003). Самостоятельная работа студентов по курсу методики преподавания иностранных языков. Учебное пособие. Издательство Бурятского государственного университета.
12.
12. Языкова, Н. В., & Нанзатова, Э. П. (2005а). Методика обучения бурятскому языку как государственному: самостоятельная работа студентов по спецкурсу. Издательство Бурятского государственного университета.
13.
13. Языкова, Н. В., & Нанзатова, Э. П. (2005б). Самостоятельная работа студентов по курсу «Методика обучения бурятскому языку как государственному». Издательство Бурятского государственного университета.