Авторы
- Иванова Елена Радифовна доктор филологических наук, доцент
Аннотация
Творчество австрийского писателя, педагога, художника и политического деятеля А. Штифтера (1805–1868) отражает главные направления исканий немецкоязычной литературы постромантического времени. Традиционно наследие писателя рассматривается в рамках бидермейера — течения в немецкой культуре и литературе XIX века. При этом исследователи по-разному оценивают процесс взаимодействия романтизма и бидермейера, что определяет актуальность данной статьи. Цель исследования — доказать, что традиции литературного бидермейера во многом сформировались на основе романтической эстетики и литературы, однако романтический материал в произведениях писателей и поэтов бидермейера был ими переосмыслен и интерпретирован в ином формате, а не отвергнут. На основе культурологического, функционального и типологического подходов к анализу художественного текста автор доказывает, что романтизм в рамках бидермейера меняет свои прежние масштабы, становится камерным, обретает приметы обывательского мира, но не отказывается от его художественного материала. Анализ малоизвестного произведения А. Штифтера «Полевые цветы» показал, что оно в полной мере воплощает черты литературного бидермейера. При этом особенностью художественного мира автора в этом тексте стали отсылки к образам, сюжетным ходам, идеям известных романтических произведений, к романтической эстетике в целом. Автор приходит к выводу о том, что такая двойственность произведения А. Штифтера показывает характерные черты бидермейера при переходе от романтизма к реализму в немецкоязычном культурном пространстве.
Как ссылаться
Иванова, Е. Р. (2023). РОМАНТИЧЕСКИЕ АЛЛЮЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ШТИФТЕРА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №4 (52), 29. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.52.4.03
Список литературы
1.
1. Шабатура, Л. Н. (2023). Феномен культуры бидермейера и ее хамелеоновский характер. Вестник Челябинского государственного университета, 4(474), 78–84.
2.
2. Бент, М. И. (1984). От романтизма к бидермайеру: эволюция пространственно-временных решений в новеллистике Вильгельма Гауфа. Пространство и время в литературе и искусстве, 25–27.
3.
3. Denewa, W. (1940). Das österreichische Märchendrama in der Biedermeierzeit. Begriffsbestimmungen des literarischen Biedermeiers. Darmstadt.
4.
4. Sengle, F. (1972). Biedermeierzeit. Deutsche Literatur im Spannungsfeld zwischen Restauration und Revolution 1816–1848, 1.
5.
5. Тынянов, Ю. Н. (1974). О пародии. Поэтика. История литературы. Кино (с. 285–310). Наука.
6.
6. Полубояринова, Л. Н. (1990). Позднее творчество А. Штифтера [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.05. Ленинград].
7.
7. Лошакова, Г. А. (2005). Античные мотивы в творчестве А. Штифтера. Experimenta lucifera (с. 78–80). Сборник материалов III Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Выпуск 2. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.
8.
8. Лошакова, Г. А. (2014). Природа как центральная проблема творчества А. Штифтера в немецкоязычных исследованиях ХХ–ХХI вв. Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета, 6, 202–205.
9.
9. Геллер, Е. И. (2023). Творчество Штифтера как объект литературной полемики. Язык. Культура. Медиакоммуникация, 1, Т. 1, 94–98.
10.
10. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. (2003). Наука.
11.
11. Ильин, И. П. (1989). Стилистика интертекстуальности: Теоретические аспекты. В Н. Н. Трошина, Г. Д. Стрельцова (Ред.-сост.). Проблемы современной стилистики (с. 186–207). Сборник научно-аналитических обзоров. ИНИОН.
12.
12. Штифтер, А. (2002). Полевые цветы. Кондор. Горный лес. Еvidentis.
13.
13. Геллер, Е. И. (2019). Близнечный миф в системе образов повести «Полевые цветы» А. Штифтера. Уральский филологический вестник. Драфт: молодая наука, 5, 12–22.
14.
14. Храповицкая, Г. Н. (2007). Й. Ф. Эйхендорф. В Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм (с. 111–115). Учебник. Academia.
15.
15. Стрельцова, Г. В. (2004). Пародия на втором этапе немецкого романтизма [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. Москва].
16.
16. Гофман, Э. Т. А. (1991). Золотой горшок. Советская Россия.
17.
17. Полубояринова, Л. П. (1991). Роман А. Штифтера «Бабье лето»: к проблеме соотношения индивидуального стиля и стиля эпохи. В А. М. Фурсенко (Отв. ред.). Литература в контексте художественной культуры (с. 99–108). Сборник. Издательство Новосибирского университета.