Главная Выпуски 2023, №4 (52)

НОМИНАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ МАРКЕР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 811.11-112 DOI: 10.25688/2076-913X.2023.52.4.10

Авторы

  • Алексеева Елена Альбертовна доктор филологических наук, профессор

Аннотация

Актуальность исследования определяется ростом интереса ученых к проблемам региональной идентичности, сопряженным с расширением роли регионов в реализации процессов развития, в связи с чем возникает необходимость определения и изучения маркеров, отражающих процесс формирования региональной идентичности. В статье анализируются номинации фестивальных мероприятий, проводимых в Воронеже и Воронежской области, рассматриваемые как комплексный маркер региональной идентичности. Цель исследования — дать определение комплексного маркера идентичности, изучить его свойства на примере номинаций фестивалей Воронежа и Воронежской области с точки зрения заключенных в нем типов идентичностей. Проведенное исследование позволило установить, что номинации фестивалей Воронежа и Воронежской области являются комплексным маркером региональной идентичности, в котором, с одной стороны, отражены идентичностные характеристики фестиваля как знакового регионального мероприятия; с другой — идентичностные характеристики, вытекающие из семантического анализа номинации фестиваля как лингвистической единицы. Было обнаружено, что фестивали отражают два типа идентичности: культурную и территориальную, которая, в свою очередь, подразделяется на локальную, городскую, национальную и глобальную. При характеристике номинаций фестивалей было установлено, что они представляют собой сложное единство, состоящее из апеллятивного индексатора, обозначающего формальные черты фестивального мероприятия, и монопризнаковой номинации, передающей дополнительные сведения о системе региональной культурной идентичности. В статье предложено и описано понятие комплексного маркера идентичности, выработан алгоритм его исследования.

Как ссылаться

Алексеева, Е. А. (2023). НОМИНАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ МАРКЕР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №4 (52), 128. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.52.4.10
Список литературы
1. 1. Карпенко, А. М. (2008). Региональная идентичность как категория политической практики. Власть.
2. 2. Keating, М. (1998). The New Regionalism in Western Europe. Teiritorial Restructuring and Political Change. Edward Elgar.
3. 3. Бусыгина, И. М. (2006). Политическая регионолистика. Учебное пособие. Российская политическая энциклопедия.
4. 4. Китинг, М. (2003). Новый регионализм в Западной Европе. Логос, 6, 67–116.
5. 5. Бусыгина, И. М. (2001). Концептуальные основы европейского регионализма. В Р. Ф. Иванов (Отв. ред.). Регионы и регионализм в странах Запада и России (с. 7–15).
6. 6. Туровский, Р. Ф. (2003). Соотношение культурных ландшафтов и региональной идентичности в современной России. Идентичность и география в современной России (с. 139–173). Геликон Плюс.
7. 7. Туровский, Р. Ф. (2005). Бремя пространства как политическая проблема России. Логос, 1, 124–171.
8. 8. Нойманн, И. (2004). Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей. Новое издательство.
9. 9. Смирнягин, Л. В. (2007). О региональной идентичности. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях (Т. 2, с. 81–107). МГИМО-Университет.
10. 10. Докучаев, Д. С. (2012). Региональная идентичность: понятие, структура, функции. Философия и культура, 12, 15–22.
11. 11. Викулова, Л. Г., & Агеева, Н. С. (2021). Формирование сетевой идентичности японского университета Цукуба в мультиязычном медийном пространстве. Теоретическая и прикладная лингвистика, 7(1), 13–21.
12. 12. Назукина, М. В. (2017). Региональная идентичность. В И. С. Семененко (Отв. ред.). Идентичность: Личность, общество, политика (с. 507–511). Энциклопедическое издание. Весь Мир.
13. 13. Лаппо, М. А. (2013). Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы. Монография. НПГУ.
14. 14. Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире. Коллективная монография. (2012). Энциклопедия.
15. 15. Теркулов, И. Т., & Тамерьян, Ю. Т. (2023). Языковая идентификация и идентичность. Политическая лингвистика, 1, 27–34.
16. 16. Чупрына, О. Г. (2021). Идентичность как лингвистическая и культурная проблема. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу (с. 73–104). Издательский дом ВКН.
17. 17. Ворожбитова, А. А. (2008). Региональная языковая личность и лингворегионология как область научного поиска. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты, 11, 22–29.
18. 18. Чепкасова, А. В. (2013). Выступление губернатора как единое семиотическое пространство с суггестивными повторами знаковых для региона фактов. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты, 18, 206–209.
19. 19. Нестик, Т. А. (2017). Глобальная идентичность как социально-психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, Т. 2, 4(8), 145–185.
20. 20. Sampson, D. (1957). A scale to measure world-minded attitudes. Journal of Social Psychology, 99–106.
21. 21. Dower, N., & Williams, J. (2002). Global citizenship. A critical introduction. Routledge.
22. 22. Stromquist, N. P. (2009). Theorizing Global Citizenship: Discourses, Challenges, and Implications for Education. Interamerican Journal of Education for Democracy, Vol. 2, 1, 6–29.
23. 23. Beck, U. (2006). The Cosmopolitan Vision. Polity.
24. 24. Pichler, F. (2009). «Down-to-Earth» Cosmopolitanism: Subjective and Objective Measurements of Cosmopolitanism in Survey Research. Сurrent Sociology, Vol. 57, 5, 704–732.
25. 25. Семененко, И. С. (2017). Национальная идентичность. В И. С. Семененко (Отв. ред.). Идентичность: Личность, общество, политика (c. 405–413). Энциклопедическое издание. Весь Мир.
26. 26. Велилаева, Л. Р., & Абдуллаева, Н. Р. (2020). Понятие «национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования. UNIVERSUM: Филология и искусствоведение, 6, 26–28.
27. 27. Перегудов, С. П. (2017). Российская гражданская идентичность и политическая нация: проблемы формирования и консолидации. В И. С. Семененко (Отв. ред.). Идентичность: Личность, общество, политика (с. 156–162). Энциклопедическое издание. Весь Мир.
28. 28. Крылов, М. П. (2010). Региональная идентичность в Европейской России. Новый хронограф.
29. 29. Казакова, Г. М. (2008). Российская региональная идентичность: современный культурологический дискурс. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 6, 16–20.
30. 30. Довбыш, Е. Г. (2017). Городская идентичность. Идентичность. В И. С. Семененко (Отв. ред.). Личность, общество, политика (c. 516–522). Энциклопедическое издание. Весь Мир.
31. 31. Дягилева, Н. С. (2013). Теоретические аспекты городской идентичности. Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы (c. 54–59). УрФУ.
32. 32. Семененко, И. С. (2017а). Культурная, социокультурная, цивилизационная идентичность. В И. С. Семененко (Отв. ред.). Идентичность: Личность, общество, политика (c. 312–317). Энциклопедическое издание. Весь Мир.
33. 33. Тишков, В. А. (2001). Этнос или этничность? Этнология и политика (c. 229–233). Научная публицистика. Наука.
34. 34. Алексеева, Е. А. (2022). Иноязычный урбаноним как индикатор поликультурного диалога. Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода, 1, 27–37.
35. 35. Стернин, И. А., & Саломатина, М. С. (2011). Семантический анализ слова в контексте. Учебное пособие. Истоки.
36. 36. Алексеева, Е. А. (2020). Аспекты идентичности личности (на материале французских СМИ). Филологические науки в МГИМО, 6, 125–134.
37. 37. Носенко, Н. В. (2007). Названия городских объектов Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты. АКД.
38. 38. Алимурадов, О. A., & Лату, М. Н. (2010). Особенности моделирования семантики терминоединиц. Терминологические оппозиции (на материале англоязычной военной терминологии). Вестник ИГЛУ, 3, 6–15.
39. 39. Будникова, Е. И. (2019). О монопризнаковости и полипризнаковости лексического значения. Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1. Филология, 5, 58–67.
40. 40. Зиннатуллина, Г. Х. (2013). Типы и функции апеллятивных идентификаторов (на примере художественных текстов татарской литературы). Сибирский филологический журнал, 3, 227–231. .
41. 41. Кюршунова, И. А. (2015). Ценностные ориентиры русского человека сквозь призму имени собственного (по материалам региональной антропонимии XV–XVII вв.). Jezikoslovni zapiski. Ljubljana, Slovenij, sprostitev 21, 1, 153–176
Скачать файл .pdf 503.58 кб