Авторы
- Лушникова Галина Игоревна доктор филологических наук, профессор
- Осадчая Татьяна Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению приема «художественная маска», который является одним из ведущих способов создания психологического портрета героя в романе С. Кинга «Билли Саммерс». Актуальность работы обусловлена важностью проблем идентификации и самоидентификации личности в социуме, которые служат предметом изображения в художественной литературе и находят в ней разнообразные формы воплощения. Статья направлена на раскрытие феномена маски как культурного кода эпохи и как формы художественной образности в рассматриваемом произведении. Ведущим методом выступил метод герменевтического анализа, позволяющий изучить разные типы масок: маску автора и маски персонажа, — выступающие в неразрывном единстве и служащие для раскрытия главных тем романа. Основными приемами создания художественной маски служат нарративные тактики, такие как перепорученное повествование и смена повествователя, внутренние монологи, литературные приемы и языковые средства. В результате проведенного анализа делается вывод
о том, что С. Кинг в своем новом романе экспериментирует со способами реализации такой формы художественной образности, как литературная маска. Он создает психологически достоверный портрет неоднозначного героя, потерявшегося в своих ролях, запутавшегося в своих масках; убедительно показывает причины, по которым это происходит; раскрывает негативное влияние масок на целостность личности человека. В статье также показано, что
декодирование данного романа ставит перед читателем и исследователем дополнительные задачи выявления и характеристики типов художественных масок, а также их снятия с целью распознавания истинного лица персонажа.
Как ссылаться
Лушникова, Г. И. & Осадчая, Т. Ю. (2023). ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В РОМАНЕ С. КИНГА «БИЛЛИ САММЕРС» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №3 (51), 27. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.51.3.03
Список литературы
1.
1. Борисова, Е. Б. (2009). О содержании понятий ‘художественный образ’ и ‘образность’ в литературоведении и лингвистике. Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки, 35(172), 20–26.
2.
2. Малютина, Н., & Маронь, А. (2019). Проблема культурной (само)идентификации героя в новейшей постсоветской драме. Collegium Columbinum.
3.
3. Гальперин, И. Р. (2007). Текст как объект лингвистического исследования. КомКнига.
4.
4. Coulmas, F. (2019). Who is behind the mask? Identity in literature. In Identity: A Very Short Introduction (pp. 113–126). Oxford University Press.
5.
5. Stišović Milovanović, A. (2022). Face under a Mask (Identity Phenomenon in Literature). Knowledge. International Journal, 52(2), 277–281.
6.
6. Barroso, P. M. (2023). The semiotics of the mask: to reveal by concealing and conceal by revealing. In Masks and Human Connections Disruptive Meanings and Cultural Challenges (pp. 101–112). Palgrave Macmillan.
7.
7. Gramigna, R. (2022). Faces in disguise. Masks, concealment, and deceit. Topoi, 41, 741–753.
8.
8. Костомаров, А. С. (2022). Философия и антропология маски. Издательство Самарского университета.
9.
9. Софронова, Л. А. (2006). Маска как прием затрудненной идентификации. В Л. А. Софронова, Н. М. Филатова (Отв. ред.). Культура сквозь призму идентичности (с. 343–359). Индрик.
10.
10. Гринштейн, А. Л. (1999). Маскарадность и французская литература XX века [Диссертация … д-ра филол. наук: 10.01.05. Москва].
11.
11. Бельский, И. О. (2020). Функция маски в детективных романах Пьера Буало и Тома Нарсежака «Волчицы» и «Любимец зрителей». Ученые записки Орловского государственного университета, 3(88), 35–40.
12.
12. Осьмухина, О. Ю. (2007). Маска. Знание. Понимание. Умение, 2, 226–228.
13.
13. Фрейденберг, О. М. (1997). Поэтика сюжета и жанра. Лабиринт.
14.
14. Бахтин, М. М. (1990). Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Художественная литература.
15.
15. Лотман, Ю. М. (2002). Статьи по семиотике культуры и искусства. Академический Проект.
16.
16. Тынянов, Ю. Н. (1977). Достоевский и Гоголь (К теории пародии). В Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино (с. 198–226). Наука.
17.
17. Иванов, В. В. (2007). Маска как элемент культуры. В В. В. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4. Семиотика культуры, искусства, науки (с. 333–344). Языки славянских культур.
18.
18. Исаев, С. Г. (2012). Литературно-художественные маски: Теория и поэтика. Дмитрий Буланин.
19.
19. Осьмухина, О. Ю. (2009). Авторская маска в русской прозе 1760–1830-х гг. [Диссертация … д-ра филол. наук: 10.01.01. Саранск].
20.
20. King, S. (2022). Billy Summers. Gallery Books.
21.
21. Рябинина, М. В. (2012). Портрет как средство психологической характеристики персонажа в повестях Г. Алексеева. Вестник Чувашского университета, 4, 302–306.
22.
22. Гинзбург, Л. Я. (2016). О психологической прозе. О литературном герое. Азбука.
23.
23. Ломакина, Е. А. (2013). Особенности функционирования художественного приема маски на примере личины остроумца эпохи реставрации. Проблемы истории, филологии, культуры, 1(39), 143–150.
24.
24. Есин, А. Б. (2015). Принципы и приемы анализа литературного произведения. Флинта: Наука.