Главная Выпуски 2023, №2 (50)

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 81’42:37 DOI: 10.25688/2076-913X.2023.50.2.10

Авторы

  • Карасик Владимир Ильич доктор филологических наук, профессор

Аннотация

В статье рассматривается педагогический дискурс как тип институционального общения, обусловленного функциональной потребностью социализировать новых членов общества. Выделяются три основных вида: собственно педагогический, академический и учебный дискурс. Процесс социализации осуществляется через передачу знаний и формирование умений и навыков. В наше время сокращается сфера фундаментальных знаний и расширяется сфера ориентационных знаний. Важной характеристикой педагогического дискурса выступает адаптация научной картины мира к уровню подготовки учащихся. Показано, что этому типу институционального общения свойственны определенные черты его субъектов, часто имеющие эмблематическое выражение. Ценности, нормы и традиции этого типа дискурса сводятся к проявлению уважения к обучению, учителю и ученику и вытекающим из этого уважения моделям поведения. Наиболее ярко этнокультурная специфика педагогического дискурса выражается в присущих ему традициях в той или иной лингвокультуре. Коммуникативные стратегии педагогического дискурса обусловлены его сущностными признаками — дозированной адаптацией транслируемых знаний и формируемых умений и навыков — и сводятся к объяснению, контролю, оценке и организационному обеспечению учебного процесса. Жанровая система педагогического дискурса представляет собой совокупность исторически сложившихся вербально выражаемых устных и письменных форматов коммуникации, направленной на социализацию новых членов общества. Развитие современных технологий привело к необходимости осмысления возможностей и рисков, обусловленных использованием этих технологий в педагогическом дискурсе, прежде всего применительно к дистантному общению и коммуникации с нейросетью.

Как ссылаться

Карасик, В. И. (2023). ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №2 (50), 118. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.10
Список литературы
1. 1. Димова, Г. В. (2002). Поведение преподавателя как «дискурсивной» личности в педагогической интеракции. Вестник ИГЛУ. Серия «Лингвистика». Вып. 4. Языковые явления в исторической ретроспективе и перспективе: эпистемология, диахрония, типология, 152–159.
2. 2. Кан-Калик, В. А. (1987). Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. Просвещение.
3. 3. Каратанова, О. А. (2001). Педагогический дискурс как один из видов институционального общения. Вестник ВолГУ. Серия 9(1), 103–106.
4. 4. Ленец, А. В. (1999). Прагмалингвистическая диагностика особенностей речевого поведения немецкого учителя [Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Пятигорск].
5. 5. Милованова, Ж. В. (1998). Жанрово-речевые особенности педагогического дискурса. Языковая личность: жанровая речевая деятельность: тезисы докладов научной конференции. Перемена, 63–64.
6. 6. Михальская, А. К. (1998). Педагогическая риторика: история и теория. Академия.
7. 7. Олешков, М. Ю. (2012). Педагогический дискурс: учебное пособие. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия.
8. 8. Вернадский, В. И. (1989). Биосфера и ноосфера. Наука.
9. 9. Дроздова, Д. Р. (2015). Основные манипулятивные тактики в академическом дискурсе. Балтийский гуманитарный журнал, 1(10), 28–30.
10. 10. Зубкова, Я. В. (2009). Конститутивные признаки академического дискурса. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки», 5(39), 28−32.
11. 11. Крапивкина, О. А. (2015). Вербализация субъекта в академическом дискурсе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 4(34), 121–124. https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-4-121-124
12. 12. Стеблецова, А. О. (2020). Академический дискурс в западных исследованиях на рубеже XX–XXI вв.: Эволюция направлений и концепций. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание, 19(5), 5–13.
13. 13. Габидуллина, А. Р. (2009). Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие [Дис. … д-ра филол. наук: 10.02.02. Донецк].
14. 14. Коротеева, О. В. (1999). Загадка как вид учебной дефиниции в ситуации реального общения. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Перемена, 51–56.
15. 15. Токарева, П. В. (2005). Коммуникативные стратегии и тактики в учебном дискурсе. Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: материалы конференции, 199–204.
16. 16. Карасик, В. И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Перемена.
17. 17. Стандарты оформления курсовой работы по ГОСТу 2023 + образец. (2023). Заочник.ру. https://zaochnik.ru/blog/standarty-oformlenija-kursovoj-raboty-po-gostu
18. 18. Ливанская, I. (2023). Требования к презентации для защиты учебно-исследовательской работы обучающихся. Pandia.ru. https://pandia.ru/text/80/128/51539.php
19. 19. Free online dictionary, thesaurus and reference materials. (2023). Collins. https://www.collinsdictionary.com
20. 20. Первухина, С. В. (2014). Структурно-семантические и дискурсивно-прагматические характеристики адаптированного текста: монография. ФГБОУ ВПО РГУПС.
Скачать файл .pdf 389.87 кб