Авторы
- Якушевич Ирина Викторовна доктор филологических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена номинациям птиц в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — компонентам орнитологического кода. Понятие «культурный код» рассматривается как система вербальных знаков, орнитонимов. Цель исследования — соотнести символическое значение орнитонимов в славянском языческом и христианском мировоззрении с их авторской интерпретацией и доказать системность и целостность орнитологического кода в романе. Означающее «А» такой системы — текстовая тематическая группа из 84 словоформ с общей семой ‘птицы’. Включены названия 17 видов птиц (в том числе и в качестве ресторанных блюд). Означаемое «Б» символической системы — два основных в славянской языческой и христианской символике значения: 1) ‘птица как дух зла, смерть’ и 2) ‘птица как душа человека, сам человек’. В христианской традиции большинство видов пернатых относятся к нечистым птицам (грач, ворона, воробей, сова, попугай) и поэтому имеют инфернальное значение атрибутов сатаны и его свиты, а также всего, что связано с миром мертвых. Чистые
птицы (курица, петух, ласточка, голубь) чаще всего отражают духовный мир героев. Если означающее — это орнитоним, то означаемое — слово, словосочетание или даже предложение из ближайшего контекста, содержащее общекультурное значение. Единицей анализа является парадигма, состоящая из означающего в определенном эпизоде романа и его означаемого в ближайшем контексте. Означаемое актуализируется культурной (христианской, биографической) коннотацией как самих орнитонимов, так и декодирующих их символику слов. Большое значение для актуализации символического значения имеют метафорические эпитеты и градационные ряды.
Как ссылаться
Якушевич, И. В. (2023). ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЙ КОД В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2023, №2 (50), 38. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.04
Список литературы
1.
1. Булгаков, М. А. (2022). Мастер и Маргарита. СЗКЭО.
2.
2. Симакова, О. Б. (2004). Лексико-семантическая группа «Орнитонимы» (на материале русского и французского языков). [Дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Орел].
3.
3. Гудков, Д. Б., & Ковшова, М. Л. (2007). Телесный код русской культуры: материалы к словарю. Гнозис.
4.
4. Толстая, С. М. (2007). К понятию культурных кодов. В Н. Б. Вахтин & Г. А. Левинтон (Ред.). АБ-60. Сборник статей к 60-летию А. К. Байбурина (Studia Ethnologica; Вып. 4) (с. 23–31). Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
5.
5. Жинкин, Н. И. (1964). О кодовых переходах во внутренней речи. Вопросы языкознания, 6, 26–38.
6.
6. Красных, В. В. (2001). Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору). Язык, сознание, коммуникация: сборник статей (ред. В. В. Красных & А. И. Изотов). Вып. 19. МАКС Пресс.
7.
7. Якушевич, И. В. (2012). Структурные модели символа в поэтическом тексте. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 6, 12–15.
8.
8. Карасик, В. И. (2009). Концепт как единица лингвокультурного кода. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 10(44), 4–11.
9.
9. Новикова, Н. С. (1985). Тематическая группа как семантический компонент текста. Русский язык в национальной школе, 5, 8–13.
10.
10. Халикова, Н. В. (2020). Формальная и семантическая структура словесного образа «ветер дует» в текстах произведений И. А. Бунина. Вестник МГОУ. Серия «Русская филология», 4, 51–59.
11.
11. Гура, А. В. (1997). Символика животных в славянской народной традиции. Индрик.
12.
12. Якушевич, И. В. (2019). Птицы: символ, метафора, метаморфоза. Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: коллективная монография. Книгодел, 307–319. Серия «Природный мир в пространстве культуры».
13.
13. Афанасьев, А. Н. (1994). Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. Индрик.
14.
14. Демин, В. (1997). Тайны русского народа: в поисках истоков Руси. Вече.
15.
15. Славянская мифология: энциклопедический словарь. (1995). Международные отношения.
16.
16. Райкен, Л., Уилхойт, Дж., & Рейд, Д. (Ред.). (2005). Словарь библейских образов. Библия для всех.
17.
17. Даль, В. И. (2000). Пословицы и поговорки русского народа. Русский язык.
18.
18. Митрофанова, В. В. (1978). Русские народные загадки. Наука.
19.
19. Минеева, З. И. (2019). Новые обозначения человека на базе названий птиц. Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: коллективная монография. Книгодел, 327–335. Серия «Природный мир в пространстве культуры».
20.
20. Поздняева, Т. (2007). Воланд и Маргарита. Амфора.
21.
21. Орлов, М. (1991). История сношений человека с дьяволом. АСТ, Terra Fantastica.
22.
22. Вишневская, Ю. (2004). Булгаковская энциклопедия. http://www.vixri.ru/d2/Bulgkovskaja%20enciklopedija.%20M.,%202006.%20356%20s.pdf
23.
23. Черных, П. Я. (1993). Историко-этимологический словарь русского языка: в 2 т. Т. 1. Русский язык.
24.
24. Словарь современной лексики, жаргона и сленга. (2014). http://rus-yaz.niv.ru/doc/jargondictionary/fc/slovar-195-2.htm#zag-1137
25.
25. Нестеров, А. Н. (2023). Дорогомиловский некрополь. http://ost1000.narod.ru/dorog.htm
26.
26. Тульцева, Л. А. (1982). Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре). Обряды и обрядовый фольклор. Наука, 163–179.
27.
27. Лесскис, Г. А., & Атарова, К. Н. (2023, 20 апреля). Москва – Ершалаим. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». http://m-bulgakov.ru/publikacii/moskvaershalaim-putevoditel-po-romanu-bulgakova-master-i-margarita
28.
28. Евгеньева, А. П. (Ред.). (1999). Словарь русского языка. Т. 1–4. Русский язык. http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp
29.
29. Толкования Священного Писания. (2010–2023). https://bible.optina.ru/old:ps:101:08
30.
30. Толстой, Н. И. (Ред.). (2009). Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 4. Международные отношения.
31.
31. Федотов, О. И. (2019). Ласточка как мифологема души. (Интертекстуальные связи «Ласточек» Ходасевича). Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: коллективная монография. Книгодел, 165–180. Серия «Природный мир в пространстве культуры».
32.
32. Филиндаш, Н. Ф. (2019). Образ голубя в сакральной ризнице православия. Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: коллективная монография. Книгодел, 424–435. Серия «Природный мир в пространстве культуры».
33.
33. Donald, F. Lach. (2010). Asia in the Making of Europe. Vol. II: A Century of Wonder. Book 1: The Visual Arts.
34.
34. Langdon, G. (2006). Medici Women: Portraits of Power, Love and Betrayal from the Court of Duke Cosimo I. University of Toronto Press.
35.
35. Казмирчук, О. Ю. (2022). Специфика трактовки образа птиц в стихотворении Ю. Д. Левитанского «Птицы» из поэтической книги «Кинематограф». Перекрестки взаимодействий: диалог русской и зарубежной литературы во времени и пространстве: материалы Восьмых Международных научных чтений. Ч. 1, 65–75.