Главная Выпуски 2022, №4 (48)

ОБРАЗ ГЕРОЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА В СТИХОТВОРЕНИИ А. ЧЕРНОГО «ПЕТРУШКА В ПАРИЖЕ»

Литературоведение , УДК: 82-93 DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.02

Авторы

  • Сорокина Светлана Павловна Кандидат филологических наук

Аннотация

В статье рассматривается стихотворение-пьеса А. Черного «Петрушка в Париже». Отмечается, что данное произведение не становилось ранее предметом специального исследования, чем обусловливается новизна и актуальность настоящей работы. Автор статьи, с одной стороны, преследует цель изучения поэтики фольклорного театра в стихотворении; с другой стороны, объясняет причину обращения А. Черного к форме народной кукольной комедии. В исследовании освещаются обстоятельства создания стихотворения-пьесы. Показывается, что данное произведение было написано в наиболее сложный период эмигрантской жизни А. Черного, когда он с трудом мог добывать средства к существованию. Сложными в это время были отношения и в эмигрантских кругах. В статье демонстрируется, как эти автобиографические моменты отразились в тексте стихотворения-пьесы. По мнению автора исследования, основное внимание А. Черного направлено не на воссоздание эмигрантского быта, для чего форма кукольного представления и образ Петрушки малопригодны, а на раскрытие самоощущения человека, оказавшегося в эмиграции. В статье показывается, как для реализации этой цели А. Черный использует поэтику фольклорного комического представления; каким образом переосмысляет ее в трагикомическом плане. В заключительной части делается вывод о том, что выбор образа Петрушки для рассказа об эмигрантской жизни продиктован не только характерным для А. Черного стремлением соединять в своих произведениях «смех и слезы», но и глубоким пониманием сущности фольклорного персонажа: Петрушка не конкретизирован социально, его невозможно полностью идентифицировать с человеком; это кукла, только «притворяющаяся» живой. Использование поэтом данного персонажа для раскрытия душевного состояния эмигранта — человека, вырванного из родной почвы, чувствующего себя неорганично в чужой действительности, утратившего ощущение полноты жизни, — представляется вполне закономерным.

Как ссылаться

Сорокина, С. П. (2022). ОБРАЗ ГЕРОЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА В СТИХОТВОРЕНИИ А. ЧЕРНОГО «ПЕТРУШКА В ПАРИЖЕ» MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2022, №4 (48), 22. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.02
Список литературы
1. 1. Гликберг, М. И. (1993). Из мемуаров (Вступит. ст. и публикация Л. А. Спиридоновой). Российский литературоведческий журнал, 2, 237–248. 2. Евстигнеева, Л. А. (1966). Поэты-сатириконцы. Поэты «Сатирикона». 2-е изд. Сов. писатель. 3. Жиркова, М. А. (2015). Саша Черный как редактор и автор отдела сатиры и юмора «Бумеранг» в парижском журнале «Иллюстрированная Россия». Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2, 67–74. 4. Жиркова, М. А. (2015). «Несерьезные рассказы» Саши Черного: учебное пособие. Флинта: Наука. 5. Иванов, А. (1996). Комментарий. Саша Черный. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. Эллис Лак: 443–486. 6. Иванов, А. (1996). Театр масок Саши Черного. Саша Черный. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. Эллис Лак: 5–45. 7. Миленко, В. (2014). Саша Черный. Печальный рыцарь смеха. Молодая гвардия. 8. Народная драма «Царь Максимилиан». Тексты (Вступит. ст., подг. текстов и комм. С. П. Сорокиной). (2019). ИМЛИ РАН. 9. Некрылова, А. Ф. (1988). Театр Петрушки. Фольклорный театр (Вступит. ст., подг. текстов, комм. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной). Современник. 10. Спиридонова, Л. А. (1993). Саша Черный. Литература русского зарубежья (отв. ред. О. Н. Михайлов). Наследие, 264–285. 11. Спиридонова, Л. А. (1999). Смех — волшебный алкоголь (А. Черный). Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. Наследие, 167–208. 12. Тиботкина, Н. А. (2014). «Маскарадность» в ранней лирике Саши Черного. Комическое в русской литературе XX века (под ред. Д. Д. Николаева). ИМЛИ РАН, 95–101. 13. Фольклорный театр (Вступит. ст., подг. текстов, комм. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной) (1988). Современник. 14. Черный, А. (1996). Собр. соч.: в 5 т. Эллис Лак.
2. 2. Евстигнеева, Л. А. (1966). Поэты-сатириконцы. Поэты «Сатирикона». 2-е изд. Сов. писатель.
3. 3. Жиркова, М. А. (2015). Саша Черный как редактор и автор отдела сатиры и юмора «Бумеранг» в парижском журнале «Иллюстрированная Россия». Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2, 67–74.
4. 4. Жиркова, М. А. (2015). «Несерьезные рассказы» Саши Черного: учебное пособие. Флинта: Наука.
5. 5. Иванов, А. (1996). Комментарий. Саша Черный. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. Эллис Лак: 443–486.
6. 6. Иванов, А. (1996). Театр масок Саши Черного. Саша Черный. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. Эллис Лак: 5–45.
7. 7. Миленко, В. (2014). Саша Черный. Печальный рыцарь смеха. Молодая гвардия.
8. 8. Народная драма «Царь Максимилиан». Тексты (Вступит. ст., подг. текстов и комм. С. П. Сорокиной). (2019). ИМЛИ РАН.
9. 9. Некрылова, А. Ф. (1988). Театр Петрушки. Фольклорный театр (Вступит. ст., подг. текстов, комм. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной). Современник.
10. 10. Спиридонова, Л. А. (1993). Саша Черный. Литература русского зарубежья (отв. ред. О. Н. Михайлов). Наследие, 264–285.
11. 11. Спиридонова, Л. А. (1999). Смех — волшебный алкоголь (А. Черный). Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. Наследие, 167–208.
12. 12. Тиботкина, Н. А. (2014). «Маскарадность» в ранней лирике Саши Черного. Комическое в русской литературе XX века (под ред. Д. Д. Николаева). ИМЛИ РАН, 95–101.
13. 13. Фольклорный театр (Вступит. ст., подг. текстов, комм. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной) (1988). Современник.
14. 14. Черный, А. (1996). Собр. соч.: в 5 т. Эллис Лак.
Скачать файл .pdf 347.13 кб