Главная Выпуски 1 (53)

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОБЫТИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Э. ХЕМИНГУЭЯ «КАНАРЕЙКУ В ПОДАРОК»)

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 821.111(73)-31«19» DOI: 10.25688/2076-913X.2024.53.1.08

Авторы

  • Косиченко Елена Федоровна доктор филологических наук, доцент

Аннотация

В статье предпринимается комплексный анализ короткого рассказа американского писателя первой половины XX века Э. Хемингуэя «Канарейку в подарок» (E. Hemingway «A Canary for One»), позволяющий продемонстрировать роль единиц различных семиотических систем в построении нарратива, создании художественного конфликта и художественных образов, а также выявить и описать характер их взаимодействия при конструировании события и репрезентации культурных ценностей. Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью более полного изучения, в том числе на материале художественного нарратива, различных аспектов взаимодействия семиотических систем, установления интерпретационного потенциала такого взаимодействия и обозначения его роли в реализации прагматического эффекта. В статье применяются методы нарративного, лингвосемиотического, лингвостилистического и ономастического анализа, дающие возможность: охарактеризовать роль главного события — покупки канарейки в подарок — в инициировании и развитии конфликта; выделить значимость культурных символов, имен собственных и отдельных лексических единиц в интерпретации главного события, а также в актуализации культурных ценностей, реализации темы одиночества и развитии внутреннего и внешнего конфликта через создание оппозиции «свой – чужой». Объектом исследования выступает событие как явление, конструируемое языком и интерпретируемое в тексте посредством элементов разных знаковых систем. Предметом исследования выступает роль взаимодействующих элементов (культурных символов, имен и названий брендов и локаций, маркированной лексики, местоимений) в интерпретации главного события, инициировании и раскрытии художественного конфликта. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что комплексный анализ художественного нарратива вносит вклад в изучение принципов взаимодействия знаковых систем, прежде всего принципа дополнительности, в соответствии с которым знаки разных семиотических систем интерпретируют друг друга, порождая новые смыслы.

Как ссылаться

Косиченко, Е. Ф. (2024). ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОБЫТИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Э. ХЕМИНГУЭЯ «КАНАРЕЙКУ В ПОДАРОК») MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (53), 105. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.08
Список литературы
1. 1. Хемингуэй, Э. (1959). «Канарейку в подарок». В И. Кашкин (Ред.). Н. Дарузес (Перевод). Мужчины без женщин. Избранные произведения: в 2 т. Государственное издательство Художественной литературы. https://ocr.krossw.ru/html/heminguey/heminguey-kanareyku-ls_1.htm
2. 2. Троцук, И. В. (2004). Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 1(6–7), 56–74.
3. 3. Лотман, Ю. (2016). Структура художественного текста. Проблема сюжета. Азбука.
4. 4. Тюпа, В. И. (2022). Ю. М. Лотман и современная нарратология. Филологический класс. Т. 27, 1, 55–62.
5. 5. Агафонов, В. В. (2009). Нарративная философия истории как новый вариант историцизма. Вестник Камчатского государственного технического университета, 9, 121–129.
6. 6. Маслов, Е. С. (2020). Что такое нарратив? Издательство Казанского университета.
7. 7. Обухов, А. С. (2009). Современные подходы к исследованию личности через нарративные тексты. Преподаватель XXI век, 4, 331–343.
8. 8. Салиева, Л. К. (2012). Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), 3, 116–128.
9. 9. Федотова, О. С. (2021). Принципы конструирования англоязычного художественного нарратива (к проблеме дискурса и метадискурса художественной прозы). Перспектива.
10. 10. Костева, В. М. (2018). Нарративный метод в лингвоисториографии и особенности его использования для исследования научного интрадискурса. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 14(809), 143–151.
11. 11. Schraw, G. (2000). Reader beliefs and meaning construction in narrative text. Journal of Educational Psychology, 92(1), 96–106. (2024, 23 января). https://www.researchgate.net/publication/232563354_Reader_beliefs_and_meaning_construction_in_narrative_text
12. 12. Селютина, Е. А., & Субботина, А. А. (2021). Мнемический нарратив в структуре художественного текста (на примере вербатим-текстов). Вестник Челябинского государственного университета, 4(450), 123–128.
13. 13. Глазкова, А. В., & Чабыкина, Д. С. (2022). Лингвопрагматические особенности современного художественного нарратива на материале рассказа «Scène» А. Роба-Грийе. Филологические науки. Вопросы теории и практики, Т. 15, 8, 2617–2623.
14. 14. Болдырев, Н. Н. (2002). Структура и принципы формирования оценочных категорий. В В. А. Виноградов (Ред.). С любовью к языку (с. 103–114). Сборник научных трудов. Посвящается Е. С. Кубряковой. ИЯ РАН.
15. 15. Руднев, В. П. (2009). Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. Аграф.
16. 16. Цивьян, Т. В. (2009). Модель мира и ее лингвистические основы. Либроком.
17. 17. Егоров, В. К. (2020). Еще раз об оппозиции «свой – чужой». Коммуникология, Т. 8, 1, 138–154.
18. 18. Мальцева, Е. А. (2022). Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре России: концепты «путь», «дорога». Мир науки. Социология, филология, культурология, Т. 13, 1, 142–153.
19. 19. Галимова, Е. Ш. (2012). Образ-архетип моря в художественном пространстве Северного текста русской литературы. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 3, 80–87.
20. 20. Смирнова, А. И. (2019). Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке. Коллективная монография. Книгодел.
21. 21. Кудряшов, И. В. (2020). Отчего сдохла канарейка? (Сергей Есенин о Николае Клюеве). Научный диалог, 12, 151–162.
22. 22. Hemingway, E. (2018). A canary for one. The complete short stories by E. Hemingway. (2023, 27 декабря). https://pdfcorner.com/wp-content/uploads/2019/05/The-Complete-Short-Stories-Pdf.pdf
23. 23. Никонов, В. А. (1974). Имя и общество. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука».
24. 24. Greene, G. (2003). The Power and the Glory. Penguin Books Ltd.
25. 25. Косиченко, Е. Ф. (2020). Сакральная значимость имени собственного в философских традициях и в художественном тексте. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 3(832), 9–19.
26. 26. Greene, G. (2005). The Man Within. Penguin Books.
27. 27. Ondaatje, M. (2004). The English Patient. Bloomsbury.
28. 28. Eco, U. (1984). Semiotics and the philosophy of language. Indiana University Press.
Скачать файл .pdf 425.27 кб