Авторы
- Еремина Елена Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена технологии обучения будущих преподавателей русского языка как иностранного (РКИ) решению профессиональных задач, в частности
отбору и лингводидактическому анализу оригинальных (аутентичных) текстов. Актуальность исследования обусловлена тем, что современному педагогу необходимо уметь разрабатывать учебные материалы в условиях динамично развивающейся среды, а студентам — будущим специалистам в области РКИ — необходимо овладеть соответствующими компетенциями, чтобы достичь высокого уровня профессиональной подготовки. В исследовании применены следующие методы: педагогическое и методическое проектирование, лингводидактический, страноведческий и филологический анализ текста, семантический анализ языка и др. В статье продемонстрировано пошаговое решение таких частных задач, как отбор учебного материала и его анализ в целях
дальнейшей методической разработки. Показано, что решение задачи по отбору учебного материала можно провести в несколько шагов: 1) установить учебные условия и критерии отбора; 2) определить параметры текста; 3) найти достоверные источники; 4) выбрать текст(ы); 5) проверить текст(ы) на соответствие критериям отбора. Для дидактического анализа языкового материала целесообразны следующие действия: 1) определение ключевых слов и опорных слов, необходимых для понимания основной идеи текста; 2) выявление знакомых и новых для учеников слов и языковых структур; 3) определение слов и выражений, о значении которых можно догадаться, применяя различные когнитивные стратегии; 4) установление языковых единиц, подлежащих изучению; 5) минимизация учебного материала. Разработанный автором пошаговый алгоритм решения профессиональных задач, представляя объемный методический материал в четко структурированном виде, позволяет иностранным студентам — будущим преподавателям РКИ — более эффективно освоить практические навыки, необходимые педагогу для повседневной работы с конкретными учащимися в условиях реального образовательного процесса. Материалы, предложенные в настоящей публикации, будут также полезны
для подготовки преподавателей РКИ в рамках курсового профиля обучения.
Как ссылаться
Еремина, Е. А. (2025). ОТБОР И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3 (59), 186. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-359-186-202
Список литературы
1.
1. Шеина, Л. П., Сытина, Н. С., & Манько, Н. Н. (Сост.). (2017). Методика решения профессиональных педагогических задач. Учебно-методическое пособие. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
2.
2. Светоносова, Л. Г. (2022). Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач. Учебно-методическое пособие. Среда.
3.
3. Аверкиева, Г. В. (2016). Практикум по решению профессиональных педагогических задач. Учебное пособие. САФУ.
4.
4. Луткин, С. С. (2010). Практикум по решению профессиональных педагогических задач. Учебно-методическое пособие. НТГСПИ.
5.
5. Крючкова, Л. С. (2021). Проблемное обучение в практике преподавания РКИ. В С. А. Вишняков (Ред.). Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного (c. 269–273). Материалы Международной научно-практической конференции. Московский педагогический государственный университет.
6.
6. Коротаева, Е. В. (2024). Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Юрайт.
7.
7. Ботин, В. А., Игнатьева, Н. Д., & Попкова, Е. Д. (2023). Великие люди России (из опыта проведения открытых уроков в дистанционном формате). Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории (с. 183–187). Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–21 апреля 2023 года. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
8.
8. Белова, Н. А., Водясова, Л. П., Кашкарева, Е. А., & Макарова, Д. В. (2019). Моделирование и решение профессиональных задач в процессе подготовки мобильного учителя русского языка. Гуманитарные науки и образование, 10(1(37)), 12–19.
9.
9. Янченко, В. Д., & Юсупов, Э. К. (2024). Способы обучения узбекских студентов сельскохозяйственного профиля тематической лексике на занятиях по РКИ. Методология и технологии преподавания русского языка как иностранного (с. 554–558). Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 15 февраля 2024 года. Московский педагогический государственный университет.
10.
10. Дейкина, А. Д., Дроздова, О. Е., Кулаева, Г. М., Левушкина, О. Н., Острикова, Т. А., Романова, Н. Н., Рябухина, Е. А., Скрябина, О. А., Соколова, Г. Е., & Янченко, В. Д. (2025). Аксиологические приоритеты в современной методике обучения русскому языку. Монография. Московский педагогический государственный университет.
11.
11. Щукин, A. H. (2017). Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. 8-е изд. Флинта.
12.
12. Кулибина, Н. В. (2018). Методика обучения чтению художественной литературы. Флинта.
13.
13. Еремина, Е. А. (2016). Обучение иностранных студентов восприятию словесных образов времен года (на материале текстов русской художественной литературы) [Диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02. Московский педагогический государственный университет]. РГБ.
14.
14. Шибко, Н. Л. (2014). Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. Златоуст.
15.
15. Mary, M., Nuemaihom, A., & Intanoo, K. (2024). Approaches and benefits of teaching English through literature curriculum at Myanmar universities: insights from stakeholders. World Journal of English Language, 15(2), 85–98.
16.
16. Mpumuje, M., Bazimaziki, G., & Muragijimana, J. D. L. P. (2024). Exploring the role of oral literature in enhancing learners’ language proficiency: A case of three selected secondary schools in Rwanda. African Journal of Empirical Research, 5(2), 752–763.
17.
17. Pabur, H. E., Ismail, Ali, M. I., & Tatipang, D. P. (2023). The use of literature in English as a foreign language teaching and learning process: the relationship and suggested techniques to be used in EFL classrooms. Jurnal Edumaspul, 7(2), 2660–2670.
18.
18. Sharma, L. R., Bhattarai, R., Humagain, A., Subedi, S., & Acharya, H. (2022). Importance of incorporating literature in the language classroom. Nepal Journal of Multidisciplinary Research, 5(5), 59–74.
19.
19. Костицина, Р. В., & Лопатенко, Е. С. (2024). Метод проектов в практике преподавания дисциплины «История литературы страны первого изучаемого языка». Русская литература в иностранной аудитории (с. 295–304). Материалы XV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 ноября 2023 года. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
20.
20. Блинова, М. Д., & Соломин, В. Е. (2022). Комплексный подход к оценке достоверности информации в сетевых СМИ. Виртуальная коммуникация и социальные сети, 1, 3(3), 107–113.
21.
21. Дмитриева, Т. А., Любимова, С. В., & Светличная, С. А. (2022). Оценка достоверности интернет-ресурсов, используемых в процессе преподавания и изучения иностранных языков. Актуальные вопросы развития современных технологий (с. 15–22). Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 марта 2022 года. Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.).
22.
22. Добровольская, Е. В. (2024). Об оценке интернет-источников на достоверность. Использование информационных технологий в различных сферах деятельности (с. 168–172). Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию основания университета, Гомель, 14 марта 2024 года. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации.
23.
23. Морозова, А. А., & Селютин, А. А. (2013). Верификация информации Интернет-источника: К вопросу о критериях достоверности. Известия высших учебных заведений. Уральский регион, (2), 104–108.
24.
24. Сладков, Н. Зимние следы. Аудиозапись. (В. Эренберг, исп.). (1985а). Пятый канал. https://www.5-tv.ru/projects/broadcast/510850/n-sladkov-zimnie-sledy/
25.
25. Сладков, Н. Зимние следы. Аудиозапись. (В. Эренберг, исп.). (1985б). Старое радио. http://staroeradio.ru/audio/38428
26.
26. Сладков, Н. (2009). Лесные тайнички. Рассказы и сказки. Детская литература. (Школьная библиотека).
27.
27. Аликина, Е. В., & Жданова, М. В. (2024). Социокультурема как единица семантизации экстралингвистических знаний при обучении русскому языку как иностранному. Педагогика. Вопросы теории и практики, 9(7), 616–623. https://doi.org/10.30853/ped20240077
28.
28. Гак, В. Г. (1998). Языковые преобразования. Школа «Языки русской культуры».
29.
29. Kachaganova, G., & Kalieva, K. A. (2023). The concept of «cultureme» and its relationship with language and culture. Вестник Международного университета Кыргызстана, 1(49), 135–140.
30.
30. Еремина, Е. А. (2020). Национальные и универсальные словесные образы в обучении русскому языку иностранцев. Русский язык как иностранный и методика его преподавания, (31), 24–29.
31.
31. Андрюшина, Н. П., & Козлова, Т. В. (Сост.). (2020). Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. 6-е изд. Златоуст.
32.
32. Андрюшина, Н. П., & Козлова, Т. В. (Сост.). (2022). Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. 7-е изд. Златоуст.
33.
33. Андрюшина, Н. П., Битехтина, Г. А., Клобукова, Л. П., Норейко, Л. Н., & Одинцова, И. В. (Сост.). (2019). Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Златоуст.
34.
34. Андрюшина, Н. П., Афанасьева, И. Н., Дунаева, Л. А., Клобукова, Л. П., Красильникова, Л. В., & Яценко, И. И. (Сост.). (2021). Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение. Златоуст.
35.
35. Андрюшина, Н. П., Афанасьева, И. Н., Дунаева, Л. А., Клобукова, Л. П., Красильникова, Л. В., & Яценко, И. И. (Сост.). (2023). Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Общее владение. 3-е изд. Златоуст.
36.
36. Лапошина, А. Н., & Лебедева, М. Ю. (2021). Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному. Русистика, 19(3), 331–345.
37.
37. Кулибина, Н. В. (2025). Методика обучения чтению художественной литературы очно и в цифровой среде. 4-е издание, дополненное, расширенное. Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Флинта.