Авторы
- Яковлева Ирина Владимировна кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена особенностям функционирования предлогов на и в в речи взрослых носителей эритажного русского языка (потомков эмигрантов). Особое
значение приобретают ошибки и замены при употреблении этих предлогов. В этом плане речь эритажных говорящих оказывается ближе к детской речи, чем к речи изучающих русский как иностранный. В текстах эритажных говорящих значительно меньше случаев непосредственного калькирования. Ошибки в употреблении предлогов на и в в речи эритажных говорящих обнаруживают сходство с ошибками детей, усваивающих пространственные предлоги. В частности, детской речи свойственна экспансия предлога на в сферу действия других предлогов (в, по, с). Нечто подобное наблюдается и в речи эритажников. Кроме того, ошибки эритажных говорящих часто обусловлены слиянием конструкций. В целом ошибок в употреблении предлога на значительно больше, чем ошибок в употреблении предлога в. Это связано со сложной семантической структурой предлога на.
Как ссылаться
Яковлева, И. В. (2025). ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ: ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ НА И В В РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ НОСИТЕЛЕЙ ЭРИТАЖНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (58), 93. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-258-93-104
Список литературы
1.
1. Выренкова, А. С., Полинская, М. С., & Рахилина, Е. В. (2014). Грамматика ошибок и грамматика конструкций: «эритажный» («унаследованный») русский язык. Вопросы языкознания, 3, 3–19.
2.
2. Селиверстова, О. Н. (2000). Семантическая структура предлога на. В Д. Пайар, О. Н. Селиверстова (Ред.). Исследования по семантике предлогов (с. 189–242). Сборник статей. Русские словари.
3.
3. Pierre, Th., & Johnson, E. (2021). Looking for Wugs in all the Right Places: Children’s Use of Prepositions in Word Learning. Cognitive Science, 45, 1–17.
4.
4. Clark, E. (2004). Strategies for communicating. In B. C. Lust, C. Foley. (Eds.) First Language Acquisition: the Essential Readings (p. 423–431). Blackwell Publishing.
5.
5. Bowerman, M. (1996). Learning How to Structure Space for Language: A Crosslinguistic Perspective. P. Bloom, M. A. Peterson, L. Nadel, M. F. Garrett (Eds.) Language and Space (p. 385–436). The MIT Press.
6.
6. Slobin, D. I., Bowerman, M., Brown, P., Eisenbeiss, S., & Narasimhan, B. (2011). Putting things in places: Developmental consequences of linguistic typology. J. Bohnemeyer, E. Pederson (Eds.) Event representation in language and cognition (p. 134–165). Cambridge University Press.
7.
7. Bowerman, M., & Choi, S. (2003). Space under Construction: Language-Specific Spatial Categoriesin First Language Acquisition. P. Gentner, S. Goldin-Meadow (Eds.) Language in Mind (p. 387–427). The MIT Press.
8.
8. Johnston, J., & Slobin, D. I. (1979). The development of locative expressions in English, Italian, Serbo-Croatian, and Turkish. Journal of Child Language, 6, 529–545.
9.
9. Klinge, S. (1990). Prepositions in bilingual language acquisition. J. M. Meisel (Ed.) Two First Languages: Early Grammatical Development in Bilingual Children (p. 123–154). Foris.
10.
10. Morgenstern, A., & Sekali, M. (2009). What can child language tell us about prepositions? J. Zlatev, M. Andrén, M. J. Falck, C. Lundmark (Eds.). Studies in Language and Cognition (p. 272–286). Cambridge Scholars Publishing.
11.
11. Яковлева, И. В. (2016). Усвоение системы предлогов русского языка в условиях моноязычия и двуязычия. В С. Н. Цейтлин (Ред.). Лики билингвизма (с. 46–61). Сборник статей. Златоуст.
12.
12. Яковлева, И. В. (2023). Пространственные предлоги в речи носителей русского эритажного языка. Язык. Культура. Коммуникация (с. 207–211). Материалы XVI Международной научно-практической конференции им. проф. С. А. Борисовой. УлГУ.
13.
13. Ляшевская, О. Н., & Шаров, С. А. (2009). Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). Азбуковник.
14.
14. Nesset, T. (2011). Space-time asymmetries in Russian prepositions: preliminary analysis. Poljarnyj Vestnik / Полярный Вестник, 14, 45–62.
15.
15. Нессет, Т., & Макарова, А. Б. (2015). Пространство во времени? Асимметрия предлога в в пространственных и временных конструкциях. В А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев, и др. (Ред.). Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика (с. 388–410). Языки славянской культуры.
16.
16. Золотова, Г. А. (2001). Синтаксический словарь. УРСС.
17.
17. Цейтлин, С. Н. (2000). Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Владос.
18.
18. Воейкова, М. Д. (2011). Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. Знак.
19.
19. Доброва, Г. Р. (2020). Общее и различное в лексиконе и в языковой картине мира у симультантных и сукцессивных детей-билингвов с «херитажным» русским языком. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 196, 27–36.
20.
20. Еливанова, М. А., & Семушина, В. А. (2022). Особенности грамматических конструкций в русской речи русско-английских детей-билингвов. Проблемы онтолингвистики: речевой мир ребенка (с. 126–132). Материалы Международной научной конференции. Издательство «ВВМ».
21.
21. Alhammad, R. (2023). The Acquisition of the English Spatial Prepositions: in, on and at By Saudi EFL Students. WORD, 69(2), 175–204.