Главная Выпуски 2 (58)

ИСКУССТВЕННЫЙ И(ИЛИ) ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ И ВЫЗОВОВ

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 378.016:81 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-258-173-189

Авторы

  • Колесников Андрей Александрович Доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена осмыслению перспектив развития системы языкового образования с учетом влияния двух факторов: 1) усиления роли искусственного интеллекта (ИИ) как ведущего средства обучения, которое воздействует на остальные компоненты системы; 2) необходимости более интенсивного развития естественного интеллекта обучающегося, что включает в себя расширение картины видения мира, развитие универсальных мыслительных действий, формирование глобального (холистического) мышления. Актуальность исследования обусловлена назревшей в научно-методическом сообществе дискуссией о преобразовании классической системы преподавания иностранных языков в свете упомянутых факторов-вызовов. Статья описывает основные взгляды отечественных и зарубежных методистов на проблему и предлагает авторский прогноз перехода от коммуникативной к интеллектуально-личностной системе языкового образования. В статье анализируются возможности ИИ в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и обосновывается двухуровневая образовательная система. Уровень обучения языку должен быть в значительной степени индивидуализирован и реализовываться преимущественно с использованием ИИ, что влечет за собой усиление внимания к универсальным учебным действиям. Уровень интеллектуально-личностного полилингвального/поликультурного образования выходит за рамки коммуникативной компетенции и ориентирован на развитие эрудиции учащихся посредством языков, способствует самоопределению и самовыражению через сознательный выбор наиболее подходящей социально-коммникативной среды и роли в ней. Второй уровень имеет интегративный характер и объединяет в себе аспекты социогуманитарных и филологических областей. В статье представлено описание возможной организации учебного процесса на обоих уровнях, приведены примеры авторских материалов, предложены варианты реализации второго уровня в виде отдельной дисциплины, либо в рамках курсов по выбору.

Как ссылаться

Колесников, А. А. (2025). ИСКУССТВЕННЫЙ И(ИЛИ) ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ И ВЫЗОВОВ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (58), 173. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-258-173-189
Список литературы
1. 1. Бим, И. Л. (1977). Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. Русский язык.
2. 2. Гальскова, Н. Д. (2018). Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности. Иностранные языки в школе, 5, 2–12.
3. 3. Авраменко, А. П., Тарасов, А. А., Никитина, Т. С., & Чеканов, А. А. (2024). Дидактический потенциал и ограничения ChatGPT для выполнения письменных заданий. Иностранные языки в школе, 3, 33–38.
4. 4. Мурунов, С. С., & Поляков, О. Г. (2024). Методическая обратная связь от ChatGPT на занятиях по иностранному языку. Иностранные языки в школе, 3, 47–54.
5. 5. Bruckner, A., & Chiriac, A. (2024). An overview of the potentials of artificial intelligence tools in foreign language teaching. Linguaculture, 15(Special Issue), 29–43. https://doi.org/10.47743/lincu-2024-si-0385
6. 6. Mavropoulou, E., & Arvanitis, P. (2023). Integration of artificial intelligence on teaching and learning french as foreign language: a case study. ICERI 2023 Proceedings, 7591–7595. https://doi.org/10.21125/iceri.2023.1897
7. 7. Rudnik, Y. (2024). The use of artificial intelligence chatbots in teaching foreign languages as an innovative interactive technology. Educological Discourse, 45(2), 16–24. https://doi.org/10.28925/2312-5829.2024.2.2
8. 8. Сысоев, П. В. (2024). Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Иностранные языки в школе, 3, 6–17.
9. 9. Сысоев, П. В., & Филатов, Е. М. (2024). Методика обучения учащихся и студентов написанию эссе в триаде «обучающийся – преподаватель – искусственный интеллект». Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2, 38–54. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-3
10. 10. Евстигнеев, М. Н. (2024). Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта. Иностранные языки в школе, 3, 18–24.
11. 11. Титова, С. В., & Темурян, К. Т. (2024). Интеллектуальная система обучения иностранным языкам: типы, структура, принципы проектирования. Иностранные языки в школе, 3, 25–32.
12. 12. Hou, Y. (2020). Foreign language education in the era of artificial intelligence. In M. Atiquzzaman, N. Yen, Z. Xu. (Eds.). Big data analytics for cyber-physical system in Smart City. BDCPS 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, 1117, 937–944. Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-15-2568-1_128
13. 13. Сысоев, П. В. (2023). Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Высшее образование в России, 32(10), 9–33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33
14. 14. Спичко, Н. А. (2004). Образовательная среда в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 5, 44–48.
15. 15. Guo, R. (2024). A comparative analysis of characteristics and trends of artificial intelligence and foreign language education at home and abroad. Region – Educational Research and Reviews, 6(6), 239–243. https://doi.org/10.32629/rerr.v6i6.2255
16. 16. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Companion volume. (2020). Council of Europe Publishing. https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages
17. 17. Gardner, H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. Basic Books.
18. 18. Pitychoutis, K. M., & Al Rawahi, A. (2024). Smart teaching: the synergy of multiple intelligences and artificial intelligence in english as a foreign language instruction. Forum for Linguistic Studies, 6(6), 249–260. https://doi.org/10.30564/fls.v6i6.7297
19. 19. Yang, A. (2024). Challenges and opportunities for foreign language teachers in the era of artificial intelligence. International Journal of Strategic Research in Education, Technology and Humanities, 12(1), 110–123. https://doi.org/10.48028/iiprds/ijsreth.v12.i1.07
20. 20. Герасимова, С. А. (2016). Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 4(24), 95–103.
21. 21. Тарева, Е. Г., & Тарев, Б. В. (2014). Инновационный потенциал образовательных традиций: учебник иностранного языка открытого типа. Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник, 3(17), 364–373.
22. 22. Михайлова, С. В., & Короленко, О. И. (Ред.). (2022). Тerra autonomia: предопределяя будущее иноязычного образования в автономном вузе. Языки Народов Мира.
23. 23. Тарева, Е. Г. (2016). Обучение языку и культуре: инструмент «мягкой силы»? Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 3(23), 94–101.
24. 24. Колесников, А. А. (2023). Принципы интеллектуально ориентированного языкового образования. Иностранные языки в школе, 2, 7–16.
25. 25. Тарева, Е. Г. (2022). Языковое образование: векторы трансформации. Иностранные языки в школе, 10, 5–10.