Главная Выпуски 2 (58)

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Языковое образование. Методика преподавания филологических дисциплин , УДК: 378.8:81-029:004 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-258-160-172

Авторы

  • Алмазова Надежда Ивановна Доктор педагогических наук, профессор
  • Халяпина Людмила Петровна доктор педагогических наук, профессор

Аннотация

В статье рассматривается преобразующий потенциал программ искусственного интеллекта (ИИ) в языковом образовании, анализируются его преимущества, недостатки и этические последствия. Основные выводы показывают, что ИИ значительно усиливает персонализацию в обучении, способствует большей доступности, оптимизирует административные задачи и обеспечивает обратную связь в реальном времени для студентов. Эти достижения могут привести к улучшению результатов обучения и разработке более адаптированных учебных стратегий. В теории и методике обучения иностранным языкам на протяжении последних лет происходит ряд изменений, касающихся освоения и внедрения новых подходов, сопровождающихся процессами все большей интеграции программ ИИ в процесс обучения иностранным языкам. Однако недостаточное внимание в современных исследованиях уделено вопросам методических аспектов подготовки будущих учителей, которые бы акцентировали внимание как на соответствии методологической характеристики программ ИИ существующим в методической науке концепциям и подходам в обучении иностранным языкам, так и на детальном исследовании дидактических возможностей различных программ ИИ. Авторы статьи обращаются к анализу такого подхода в иноязычной подготовке будущих учителей иностранного языка, который рассматривает, с одной стороны, структурные изменения педагогического дискурса, происходящие под воздействием многочисленных программ и платформ с ИИ, а с другой стороны, каким образом происходящие трансформационные процессы педагогического дискурса (цели, стратегии, ценности и пр.) влияют на систему методической подготовки будущего учителя.

Как ссылаться

Алмазова, Н. И. & Халяпина, Л. П. (2025). ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2 (58), 160. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-258-160-172
Список литературы
1. 1. Шуйская, Ю. В., Дроздова, Е. А., & Мыльцева, М. В. (2023). Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения. МНКО, 2(99), 216–218.
2. 2. Базанова, Е. М., Горизонтова, А. В., Грибова, Н. Н., Чикаке, Т. М., & Самосюк, А. В. (2023). Разработка и перспективы развития национальной интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК) на базе нейросетевых решений. Высшее образование в России, 8–9, 147–166.
3. 3. Евдокимова, М. Г., & Агамалиев, Р. Т. (2023). Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта. Экономические и социально-гуманитарные исследования, 2(38), 173–191.
4. 4. Мещерекова, О. В. (2023). Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе. Общество: социология, психология, педагогика, 6(110), 152–160.
5. 5. Титова, С. В. (2024). Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2, 18–37.
6. 6. Титова, С. В. (2023). Цифровизация языкового образования: от ЭВМ до искусственного интеллекта. Карта компетенций преподавателя ИЯ в условиях цифровизации (с. 12–28). Эдитус.
7. 7. Титова, С. В. (2023a). Цифровая методика обучения ИЯ. Юрайт.
8. 8. Сысоев, П. В. (2023). Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 3, 4–16.
9. 9. Сысоев, П. В., & Филатов, Е. М. (2023). Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 28(1), 50–56.
10. 10. Сысоев, П. В., Поляков, О. Г., & Евстигнеев, М. Н. (2023). Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Коллективная монография. Под науч. ред. П. В. Сысоева. Державинский.
11. 11. Евстигнеев, М. Н. (2024). Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(2). 309–323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323
12. 12. Костюкович, Е. Ю. (2023). Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе. Современное педагогическое образование, 1, 492–496.
13. 13. Андреева, А. А. (2024). Интеграция чат-бота с функцией глоссария в образовательный процесс высшей школы. Информация и образование: границы коммуникаций, 16(24), 345–347.
14. 14. Klimova, B., & Ibna Seraj, P. (2023). The use of chatbots in university EFL settings: Research trends and pedagogical implications. Frontiers. Psychology, 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1131506
15. 15. VanLehn, K. (2011). The relative effectiveness of human tutoring, intelligent tutoring systems, and other tutoring systems. Educational Psychologist, 46(4), 197–221. https://doi.org/10.1080/00461520.2011.611369
16. 16. Arici, F., & Yilmaz, M. (2023). An examination of the effectiveness of problem-based learning method supported by augmented reality in science education. Journal of Computer Assisted Learning. Vol. 39, Issue 2, 446–476. https://doi.org/10.1111/jcal.12752
17. 17. Hamari, J., Koivisto, J., & Sarsa, H. (2014). Does Gamification Work? A Literature Review of Empirical Studies on Gamification. Hawaii International Conference on System Sciences, 3025–3034. https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377
18. 18. Карасик, В. И. (2023). Лингвокультурные характеристики педагогического дискурса. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2(50), 118–129. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.10
19. 19. Карасик, В. И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Перемена.
Скачать файл .pdf 469.63 кб