Главная Выпуски 1 (57)

ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САЙТА

Теория языка. Теория межкультурной коммуникации , УДК: 655.4:004.7 DOI: 10.24412/2076-913X-2025-157-133-147

Авторы

  • Зоидзе Элла Амирановна кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики цифровой репутации ранее не изученного с этой точки зрения социального института. На примере официального сайта одного из старейших в современной России издательств — «Молодая гвардия» — описываются способы формирования и поддержания репутации, важнейшим из которых является формирование образа настоящего за счет преемственности традиций и выдвижения результатов и достижений прошлого в качестве репутационной базы. Неотделимость настоящего от прошлого в лингвистическом плане выражается за счет использования форм настоящего исторического времени для описания этапов деятельности издательства, а также за счет применения различных прецедентных имен (названия книжных серий, журналов, выпуск которых не прерывается). Управление репутацией издательства происходит в том числе благодаря опоре на авторитет популярности (при выборе героев для биографических изданий) и компетентности — при выборе авторов. Ценностные ориентиры также способствуют укреплению репутации издательства как профессионального и прогрессивного представителя социального института. Методы лингвистического, семиотического и дискурс-анализа, а также автоматического анализа текста (частотный анализ слов) позволили получить комплексное представление о том, что в вербально-визуальном единстве дискурсивного пространства сайта визуальная составляющая в форме вторичного цифрового наследия играет не меньшую роль, чем языковые средства, применяемые для информирования адресатов о деятельности организации, для ее продвижения и создания цифрового языкового портрета (репутации). Наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть масштабированы посредством привлечения примеров других сайтов издательств, а также посредством сравнительного анализа с иноязычными сайтами или сайтами представителей иных социальных институтов, применяющих ретроспективный подход при создании цифровой репутации.

Как ссылаться

Зоидзе, Э. А. (2025). ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САЙТА MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1 (57), 133. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-157-133-147
Список литературы
1. 1. Carrillo-Duran, M. V., Cabrera-Gala, R., & Sanchez-Baltasar, L. B. (2023). What is known about personal reputation? A systematic literature review. Heliyon, 9(5). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e15680
2. 2. Имбер, С. Ю. (2022). Роль комментариев пользователей в формировании цифровой репутации СМИ (на примере немецкоязычного журнала SPIEGEL). Общество. Коммуникация. Образование, 13(1), 18–27. https://doi.org/10.18721/JHSS.13102
3. 3. Лисенкова, А. А. (2022). Управление цифровой репутацией учреждений культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 6(110), 106–112. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-106-112
4. 4. Diez-Arroyo, M. (2023). Epistemic vigilance and persuasion: The construction of trust in online marketing. Journal of Pragmatics, 215, 101–112. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2023.07.007
5. 5. Викулова, Л. Г., Короленко, О. И., & Макарова, И. В. (2023). Цифровая репутация научного сообщества: сайт Французской академии. Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, 1, 234–250. https://doi.org/10.51955/2312-1327_2023_1_234
6. 6. Викулова, Л. Г., & Плотникова, А. В. (2023). Диалогические стратегии образовательного пространства сайта Национального института корейского языка. Теоретическая и прикладная лингвистика, 9(2), 39–49. https://doi.org/10.22250/24107190_2023_9_2_39
7. 7. Чернявская, В. Е. (2019). Дискурсивный анализ репутации университета: выдвижение прошлого в актуальной практике. Коммуникативные исследования, 6(4), 940–958. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2019.6(4).940-958
8. 8. Голова, А. Г. (2022). От концепции «Университет 3.0» к триаде репутационного капитала вуза. Цифровизация как фактор повышения качества высшего образования в России (c. 97–101). Сборник материалов XXVI Всероссийской научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений по теме, Москва, 28–30 апреля 2022 года. Ассоциация коммуникационных агентств России.
9. 9. Викулова, Л. Г. (2012). Издательский дискурс в системе общения «автор – издатель – читатель». Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2s(18), 63–69.
10. 10. Зоидзе, Э. А. (2024). Текст на обложке книги: о сущности жанра аннотации. Научный диалог, 13(2), 73–95. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-73-95
11. 11. Пеннер, Р. В. (2023). К проблеме идентичности в эпоху постмодерна. Региональные культурные стратегии в современном мире (c. 62–68). Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Пермь, 11–12 мая 2023 года. Пермский государственный институт культуры.
12. 12. Карасик, В. И. (2022). Дискурсивная конвергенция. Лингвистическая лимология (c. 32–39). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 16 декабря 2021 года. Московский государственный областной университет.
13. 13. Плотникова, С. Н. (2011). Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия. Magister Dixit, 2, 152–158.
14. 14. Охапкина, Е. П., & Роганов, А. А. (2021). Цифровая самоидентификация: цель, способы, риски. Взаимодействие вузов, научных организаций и учреждений культуры в сфере защиты информации и технологий безопасности (c. 44–54). Cборник статей по материалам Международной конференции, посвященной памяти профессора А. А. Тарасова и О. В. Казарина, Москва, 21–22 апреля 2021 года. Д. А. Митюшина (Ред.). Российский государственный гуманитарный университет.
15. 15. Сафиуллин, М. Р., & Павлова, Х. А. (2023). Репутация: содержание основных понятий. Электронный экономический вестник Татарстана, 4, 41–47.
16. 16. Doxee. Publishing Industry: The importance of marketing for publishing houses. (2024, 22 апреля). https://www.doxee.com/blog/digital-marketing/the-importance-of-marketing-for-publishing-industry/
17. 17. Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста (под ред. Е. Г. Борисова, Л. Г. Викулова). (2019). Флинта.
18. 18. Борисов, Н. В., Захаркина, В. В., Мбого, И. А., Прокудин, Д. Е., & Щербаков, П. П. (2023). Веб-сайт как объект цифрового наследия: проблемы идентификация и систематизации. International Journal of Open Information Technologies, 11(12), 115–127.
19. 19. Vikulova, L. G., Tareva, E. G., Gerasimova, S. A., Rayskina, V. A., & Serebrennikova, E. F. (2020). Retrospective semiometrics of the sign Valeur. Xlinguae, 13(1), 169–183. https://doi.org/10.18355/XL.2020.13.01.13
20. 20. Викулова, Л. Г., Серебренникова, Е. Ф., Вострикова, О. В., & Герасимова, С. А. (2020). Лексемы identite/идентичность как элементы универсумов человека и языка: этносемиометрический и аксиологический аспекты интерпретации. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2(831), 30–42.
21. 21. Гвардия. Большая российская энциклопедия. (2004–2017). (2024, 22 апреля). https://old.bigenc.ru/search?q=гвардия
22. 22. Год литературы. (2022). Издательство «Молодая гвардия» отмечает 100-летие. (2024, 22 апреля). https://godliteratury.ru/articles/2022/10/10/izdatelstvo-molodaiagvardiia-otmechaet-svoe-100-letie
23. 23. Вовк, О. В. (2006). Энциклопедия знаков и символов. Вече.
24. 24. Рябцева, Э. Г. (2020). Модель жанра рекламной аннотации к художественному тексту. Филология в контексте коммуникации и современной культуры (с. 256–264). С. С. Бычков, В. В. Катермина, А. М. Прима, А. В. Самойлова (Ред.). Материалы Международного филологического конгресса, Краснодар, 19–22 мая 2020 года. Т. 1. Кубанский государственный университет.
25. 25. Чернявская, В. Е. (2023). Типографический ландшафт и прагматика типографической вариативности. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание, 22(5), 89–100. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.5.6
Скачать файл .pdf 401.78 кб